Будни рабочих Египта
Серия постов про Древний Египет не будет полной без рассказа о самом главном. Без них бы не существовало ничего, из того, что мы можем лицезреть в наши дни. Это простые люди. Прислуживание в хозяйстве, несомненно, представляло собой главный источник заработка для многих женщин, рабынь и наемных служанок Египта. В любом случае рисунки в гробницах богачей и людей царского рода изображают служанок, несущих блюда для пиров или причесывающих волосы госпожи. На самом деле господствующий класс так зависел от работников своего хозяйства, что они помещали в свои погребальные камеры статуэтки слуг, которые будут прислуживать им в загробной жизни. Но даже семьи более низкого положения могли позволить себе услуги как минимум одной служанки, «прислуги за все», которой могли платить продуктами или товарами, или просто покупали рабыню.
Одна такая сделка известна из фрагмента папируса, протокола-тяжбы в местном суде в Западных Фивах, предположительно на 15 или 16 году царствования Рамсеса. Некая женщина по имени Иринофрет, жена чиновника области Симута, купила молодую сирийскую рабыню у бродячего торговца. Наверняка, поторговавшись, они сошлись в цене, которую Иринофрет заплатила в натуральной форме: льняные одежды, одеяло, которые она сама изготовила, другие предметы домашнего обихода и набор медной и бронзовой посуды. Но вскоре после того, как сделка свершилась, одна из соседок Иринофрет, женщина по имени Бакмут, подала жалобу в суд. Она, а не Иринофрет была владелицей некоторых товаров, уплаченных в обмен на рабыню. Поэтому она требовала свою долю услуг девушки. Чтобы подтвердить свое заявление, она и ее муж представили влиятельных свидетелей: "сержанта их полиции", ушедшего в отставку из отряда охраны царской гробницы, самого градоначальника Западных Фив, четырех подруг и родственниц Бакмут и даже брата мужа самой ответчицы, чьи показания в пользу Бакмут явно не способствовали гармонии в семье Иринофрет.
Перед тем как свидетели дали показания, главный судья приказал Иринофрет сделать формальное заявление своей невиновности. «Клянусь нашим повелителем, говорю так: если свидетели установят против меня, что любое из принадлежащего госпоже Бакмут было среди моей оплаты за эту рабыню, и я скрыла это, то я получу 100 ударов и также лишусь ее». Иринофрет, продолжает запись, выполнила эту просьбу и произнесла свою присягу, затем свидетели дали свои показания. К несчастью и огромному сожалению, остальная часть папируса утеряна, и результат тяжбы остался неизвестным. 3000 с лишним лет спустя после тяжбы из-за рабыни, в 1886 году, археологи из Управления по делам египетских древностей наткнулись на поразительно редкую находку. Гробницу, оставшуюся с того далекого дня, когда ее запечатали, нетронутой грабителями, которые, как воронья стая, налетали на многие гробницы на Западном берегу.
Доступ в погребальную камеру преграждала деревянная дверь в проеме из известняка, запертая на задвижку. На ее поверхности сцены, нарисованные темно-зеленой, голубой красками, а также красной и желтой охрой, изображали владельца гробницы, его жену и детей, приносящими жертвы различным богам и богиням. Иероглифические надписи сообщили, что имя усопшего отца семейства было Сеннеджем. Его титул, Служитель Места Истины, означает, что он был важной персоной среди рабочих и ремесленников Дейр-эль-Медина. Когда археологи осторожно убрали разрисованную дверь (самую красивую из всех, найденных на Западном берегу) и ступили в погребальную камеру, они обнаружили не только самого покойного Сеннеджема, но и 19 членов его семьи мужского и женского пола из трех поколений. Девять тел лежали в деревянных гробах, а одиннадцать других лежали на полу гробницы, обвитые белыми льняными бинтами.
В одном из гробов лежала женщина по имени Исида, возможно внучка или невестка, жена сына Сеннеджема - Хабехнета, погребальная камера которого находилась рядом. Но если это и так, то она была не единственной супругой Хабехнета, так как в его собственной гробнице находился раскрашенный деревянный ящик с надписью, говорящей о том, что он является собственностью Хабехнета и его жены Сахто. Изображения на стенах гробницы Сеннеджема и предметы, найденные археологами внутри нее, содержат информацию о домашнем быте Исиды и других женщин семьи: Сахто, ее золовок Тамекет и Нефер и ее свекрови Инеферти. Они облачены в одежды из тонкого белого плиссированного льна и носят парики, скорее всего из человеческих волос. Ароматизированныи жир на волосах растопился так, что придал их одеждам легкий желтоватый оттенок, который добросовестно воспроизвел художник.
Следуя художественной условности того времени, художник раскрасил фигуры разными цветами в зависимости от их пола. Кожа Сеннеджема и его сыновей имеет красный оттенок, в то время как кожа женщин светлее. На портрете, украшающем крышку саркофага, показаны драгоценности Исиды. Искусно сделанный воротник обвивает шею, и две пары костяных или слоновой кости серег свисают из ушей. Она носит много колец и браслетов, а ее затейливо завитый парик поддерживает украшенная цветами головная повязка.
Чтобы провести досуг, женщины в семье и их супруги время от времени играли в популярную настольную игру под названием «сенет», в которой каждый игрок передвигает комплект резных фигурок по расчерченной на клетки игровой доске. В погребениях эпохи Нового Царства эта излюбленная игра приобрела мистическое значение: в семейной усыпальнице Сеннеджема один рисунок изображает Тамекет рядом с мужем, оба поглощены игрой «сенет», в которую они играют с невидимым противником из иного мира — с судьбой. Награда, за которую они борются, — это, очевидно, дар вечной жизни. Дом Исиды так же, как и ее родственников, был наверняка полон предметов домашнего обихода, столь же красивых, сколь и полезных. В расписной многоцветной посуде (например, красивая амфора, украшенная изображениями лотосов,мандрагоры и гранатов, или керамический сосуд, разрисованный волнистыми линиями, имитирующими алебастр) хранилось вино, масло или ароматизированный жир для причесок.
Сундуки с крышками были так искусно раскрашены, что создавали иллюзию изготовленных из слоновой кости и редкого дерева. Информацию о жизни женщин семьи Сеннеджема, которую предоставила семейная усыпальница, — это только наша отправная точка.
Другие погребения того времени и изобилие письменных источников дополняют картину. Например, можно с достаточной ясностью предположить, какие предметы Исида могла хранить в одном из тех искусно разрисованных деревянных ящиков: белье, драгоценности, косметику. И мужчины и женщины красились, подводя глаза, и для выразительности, и для защиты от палящих лучей египетского солнца. Они умащивали кожу маслами и мазями из разных животных и растительных компонентов и румянили щеки смесью жира с красной охрой. Свежий приятный запах тела достигался непросто. Состоятельные люди мылись ежедневно, их день начинался с душа.
Слуга лил из кувшина прохладную воду, в которую были добавлены очищающие средства, например сода (природный карбонат натрия, который также использовали для бальзамирования). Бедняки, у которых не было средств на покупку ни соды, ни слуги, чтобы поливать их раствором соли, использовали смесь золы с животным жиром как недорогой заменитель мыла. Чтобы усилить воздействие этих омовении, женщина равного положения с Исидой могла бы применять дезодорант, изготовленный из скипидара, ладана и ароматического порошка из неизвестных компонентов. В качестве завершающего штриха она могла использовать выбранные ею ароматы. По вкусу ей могли прийтись несложные духи из раздавленных цветков лотоса или, если доход Хабехнета от частных заказов в дополнение к его работе по строительству гробниц позволял это, — более дорогой и экзотический аромат из мирры, ладана, ракитника и смеси экстрактов из иноземных растении. Один из медицинских папирусов содержит рецепт, которому могла следовать Исида, если она хотела, чтобы ее дыхание было свежим. «Сухой ладан, семена сосны, смола терпентинного дерева, ароматический тростник, кора коричного дерева, дыня, финикийский тростник. Тонко помолоть, перемешать до образования однородной массы и поставить на огонь. Добавить мед. Подогреть, смешать, сделать шарики». (забавно, но сейчас этот же рецепт используют как средство от сглаза)
Из этого же или подобных текстов она могла также извлечь рецепты по излечению от прыщей и других более мелких недостатков. Чтобы разгладить морщины, она натирала лицо густой смесью мелко измельченной смолы терпентинного дерева, воска, особой травы, которую привозили со средиземноморского острова Кипр, и свежего масла. Другие компоненты служили менее полезным целям: один текст дает подробное руководство для приготовления зелья из жженых листьев лотоса, пропитанных маслом, которое можно положить на голову своей недоброжелательницы, и у нее выпадут волосы.
Если бы ее беспокоило здоровье, Исида могла бы обратиться к врачу. Тексты, написанные для врачей общего профиля, охватывают большинство областей медицины, некоторые главы посвящены жалобам на болезни, начиная с депрессии и заканчивая тем, что могло быть венерическими заболеваниями и, возможно, даже раком. Одно учебное пособие предлагает лечение для страдающей чрезвычайным упадком сил женщины, «Которая все время хочет лежать, не делает усилий подняться и не желает от этого избавиться. Ты должен сказать: это спазмы матки». Кстати, лечение бесплодия в те времена весьма занятный процесс и требует отдельного поста.