Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
papapunch
6 лет назад

Медиа-империя «Исламского государства» (организация запрещена в РФ): как архаичное общество дёргает за ниточки постмодерна.

В 1999 году Виктор Пелевин в своём романе «Generation П» тонко описал метаморфозы, произошедшие с общественными отношениями в эпоху постмодерна. То, что сегодня представляют собой международные отношения, политическая власть, экономика, жизнь социума, даже межличностные отношения – обусловлено изменениями в самом человеке и его восприятием реальности. Как писал известный французский социолог и философ Жан Бодрийяр, мы живём в эпоху знака, в эпоху бренда, в эпоху повышенной ценности формы за счёт содержания. Теперь та сфера, в которой находят себя талантливые маркетологи, PR-менеджеры, политтехнологи и другие специалисты по связам с общественностью, становится определяющей для всех остальных сфер нашей жизни. Ужас в том, что кроме относительно безобидных рекламных брендов и циничных, но всегда неизбежных, брендов политических, стали появляться бренды страха, насилия и убийства. Террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в России) уже давно стала таким брендом, и число его активных потребителей растёт в геометрической прогрессии.
image1.jpg
В сфере международных отношений неизменен один закон – они всегда разворачиваются в тени войны. Изменились лишь сами войны и состав их участников. Кончились времена, когда национальные государства, подобно бильярдным шарам, сталкивались между собой на международной арене в череде бесконечных военных конфликтов. Кроме привычных нам суверенных стран участниками мировой политики становятся правительственные и неправительственные организации, транс-национальные корпорации, этнические движения, международный терроризм – в общем, любые организации или даже отдельные личности, способные самостоятельно влиять на развитие международных отношений. В этом отношении «Исламское государство» безусловно является участником (актором) мировой политики, который борется за власть точно так же, как и все остальные. Однако и методы борьбы уже не те, что раньше. Учитывая транснационализацию и гибридизацию современных акторов, развитие и доступность технологий (особенно в инфокоммуникационной среде) и возрастающее влияние рядовых граждан на международные отношения, легко понять, что одних танков и автоматов теперь недостаточно. Характер гибридных войн, в которых бомбы соседствуют с «Майкрософт», требует использования всех возможных средств нанесения урона противнику. Теперь чтобы добиться власти, необходимо контролировать не столько территорию, сколько умы людей, и та информационная среда, в которую человечество погружается всё глубже, предлагает прекрасные инструменты для осуществления этой цели. Именно этими инструментами и пользуются брендмейкеры «Исламского государства» с мастерством, которому позавидовало бы любое PR-агентство.
or-44218.jpg
Мастер манипулятивных технологий и отец-основатель современного PR Э. Бернейс в своём классическом труде «Пропаганда» указывал, что в сфере политики и властных отношений применимы те же самые PR-технологии, что и в бизнес-среде. В последнее время в области планирования коммуникационной стратегии корпораций популярной становится так называемая PESO-модель, которая предполагает стратегию в четырёх медиа-направлениях: оплачиваемая реклама (paid media), классические СМИ (earned media), социальные сети (shared media) и собственные медиа-каналы организации (owned media). Попытаемся рассмотреть информационную кампанию ИГ с помощью этой модели.
1_CcRZP31aImGCPOEBzLRw2w.jpeg PESO-Model-WM_CR2BlogSize.jpg

Начнём с конца. Свою собственную медийную инфраструктуру «Исламское государство» начало строить ещё в 2006 г., учредив медиа-агентство «Аль-Фуркан», ставшее главным центром производства широкого спектра медиапродукции: информационных материалов, брошюр, фильмов видео- и аудиодисков – в общем, масштабы деятельности агентства достаточно велики. Одним из самых успешных проектов «Аль-Фуркан» стал пропагандистский документальный фильм «Звон мечей», изобилующий сценами жестоких нападений, казней и террористических актов, производящими сильное устрашающее воздействие. Для контраста в фильм добавлены сцены с покаяниями «вероотступников», которых прощают боевики. Так на террористов примеряется образ пусть безжалостных, но благородных и великодушных воинов, защищающих божественную истину и нерушимые идеалы. Данный фильм отличается очень высоким качеством исполнения, что дало агентству CNN основание сравнить его с продукцией Голливуда.
В 2013 году ИГ создало медиа-фонд «Айнад», специализирующийся на изготовлении и распространении джихадистских проповедей и песнопений – нашидов, самый известный из которых называется «Моя умма, рассвет уже начался». Этот нашид стал практически официальным гимном ИГ. Хотя джихадистские песни многими исследователями не рассматриваются как самостоятельный фактор радикализации молодого населения, тем не менее они является важными слагаемыми формируемого культурного сообщества джихадистов, обладающего собственными ценностями и мифологемами.
furkan.jpg
Созданное в том же 2013 году агентство «Итисаам» ориентировано в основном на мусульманскую арабоязычную публику и занимается распространением пропагандистских фотографий, видеороликов и аудиозаписей на арабском языке. Примером может служить серия роликов «Съёмки с мест героических сражений», где боевики снова изображаются как сильные, бравые воины, воплощающие в жизнь великую цель. Часто рядом с террористами фигурируют улыбающиеся женщины и дети. Тонкий расчёт направлен на то, чтобы привлечь в свои ряды маргинальную часть мигрантов из арабских стран в Европу, где они находятся на задворках социальной жизни, часто без смысла и средств к существованию, тая обиду на чуждую им среду. На такую публику кадры якобы героической, разнообразной и полной смысла жизни боевиков действуют безотказно, что подтверждают статистические данные, показывающие, что больше всего в ряды ИГ спешит арабское население европейских стран, в частности – Франции и Германии. Именно поэтому западные СМИ окрестили «Итисаам» основным масс-медиа ИГ.
66113a950278.jpg
Работа медиа-центра «Аль-Хайят» ориентирован на работу с западной аудиторией. Видео-, аудио- и печатные материалы производятся на английском, немецком, русском и французском языках. В 2015 году медиа-центр выпустил фильм «Пламя войны», который, по оценкам экспертов, представляет собой шедевр пропагандистского искусства. Полнометражная картина создана по всем законом качественного голливудского блокбастера: спецэффекты, замедленное движение, взрывы, музыка. Среди печатной продукции, выпускаемой медиа-центром ИГИЛ «Аль-Хайят», необходимо отметить брошюры «Islamic State Report» и «Islamic State News», а также журнал «Dabiq», которые издаются на нескольких языках, включая английский. Брошюры представляют собой информационные бюллетени, рассказывающие о различных сторонах жизни «Исламского государства»: деятельности органов управления, экономической сфере жизни, наиболее важных политических и социальных акциях, военных операциях и т. д. Журнал «Dabiq» является полноценным высококачественным глянцевым журналом объемом от 25 до 50 страниц, выполненным по всем канонам жанра. Преимущественно в нём содержатся статьи религиозно-идеологического характера, отличающиеся большим объёмом и глубиной. Главной целью журнала является придание легитимности ИГ и провозглашаемому им Халифату.
image.adapt.990.high.ISIL ISR Cover.1431974167198.jpgВозвращение_халифата.jpg
В начале 2016 года стали появляться сообщения о том, что ИГ запустило свой собственный спутниковый телеканал «Bein HD4», где кроме религиозной и идеологической пропаганды зрителей знакомят с кадрами боевых действий, авиаударов, казней и с сообщениями о погоде.
Таким образом, «Исламское государство» далеко продвинулось в сфере «owned media», создав внушительную сеть медиа-агентств, выпускающих высококачественную информационную продукцию всех основных видов на нескольких языках. Рассмотрим теперь информационную работу ИГ в социальных сетях.
()
()
![_libpRldeGs.jpg]
Российскй исследователь В. Васильченко отмечает: «Боевики ведут себя как настоящие профи социального маркетинга: выкладывают в Instagram селфи с оружием и котятами, ведут трансляции боев в Twitter. У них есть собственное мобильное приложение и интернет-магазин, где можно купить футболку или худи с логотипом террористов в знак поддержки». Создавая аккаунты в самых популярных социальных сетях (Facebook, Twitter, Instagram, Youtube, Friendica и др.), боевики распространяют информацию о своих действиях на всех языках. Каждый аккаунт преследует определённую цель: есть официальный профиль — там выкладывают видеообращения и заявления руководства; есть профили для трансляций с захваченных территорий; есть профили конкретных бойцов, где они делятся с подписчиками подробностями участия в боях, эмоциями и повседневными бытовыми деталями. Улучшить свой имидж в глазах общественности посредством использования весьма популярных в Интернете образов кошек. Соответствующая страница в Twitter изобилует фотографиями боевиков, играющих с котятами. Авторы твитов называют котят «мяуджахедами» (mewjahid) по аналогии с «моджахедами». Тем самым исламисты хотят продемонстрировать западной аудитории, что они ведут якобы совершенно нормальную жизнь в охваченном войной регионе, что в будущем может привести к нормализации идеи идти воевать в Ирак или Сирию. Активисты ИГИЛ заявили о себе и в наиболее популярной российской социальной сети «ВКонтакте». Через этот ресурс ведется информирование пользователей об успехах ИГ и иная пропаганда, осуществляется вербовка новых рекрутов, а также осуществляется сбор средств в поддержку военных действий в Ираке и Сирии. Учитывая удобные инструменты распространения («расшаривания») сообщений и контента в социальных сетях, можно представить, до каких масштабов может дойти популярность «Исламского государства» в зоне «shared media».
ISIS-Memes-840x536.png
Неочевидно, каким образом ИГ использует классические СМИ: телевидение, радио, газеты. Но, если задуматься, мировые СМИ всех стран, заявляющих своей целью победу над терроризмом, делают для пропаганды «Исламского государство» несоизмеримо больше, чем сами боевики.
Шокирующие кадры жестокости и насилия являются основой террористического медиа-дискурса ИГИЛ. И именно они, по признанию многих экспертов, выступают одним из ключевых факторов «привлекательности» данной группировки, притягивающий к ней сторонников со всех частей мира. В одном из интервью директор информационно-аналитического портала «Antiterror Today» Виктор Михайлов рассказывал о своей беседе с одним из брендмейкиров ИГ, который объяснил ему важную закономерность: «когда вы пишете статью, которая абсолютно негативно показывает нас, 98% читателей, безусловно, нас возненавидят, но есть 2%, которые задумаются. Вот эти 2% — это наш контингент, с которым мы работаем. И чем больше вы работаете, тем лучше нам».

Это и есть «earned media» (заработанные медиа) - то есть такие каналы коммуникации, с которыми субъектам PR даже не нужно связываться, чтобы они о них рассказали. Акции ИГ это инфоповоды, о которых не может и не должно молчать ни одно СМИ. Некоторые каналы даже приукрашивают террористические акты или другие успехи джихадистов, чтобы добавить пафоса, вывести зрителя на бурные эмоции и тем самым повысить свой рейтинг. Вот пример «цепляющего» заголовка новости на сайте канала «НТВ», выполненного в виде слогана к высокобюджетному хоррор-фильму: «Добро пожаловать в ад: головорезы ИГИЛ вывесили мертвецов на улице иракского города». Мало кто задумывается, что такие приёмы играют на руку не только СМИ, но и самим террористам. В глазах восприимчивой молодёжи они становятся не просто непобедимыми «плохими парнями», наводящими страх на весь земной шар. СМИ заворачивают этот образ в легко продающуюся обёртку массовой культуры и тиражируют его в грандиозных масштабах, то есть бесплатно делают то, за что принято платить – рекламу, то есть «paid media». Конечно, сложно представить себе обычную рекламу в виде роликов по телеканалам, баннеров или плакатов с предложением присоединиться к ИГ. Этого никогда не будет, но это и не нужно террористам, с таким успехом использующим все возможные каналы донесения своей пропаганды до массовой мировой общественности.
141103195709-exp-erin-intv-mudd-isis-brainwashing-kids-to-become-terror-fighters-00002001-horizontal-large-gallery.jpg
Безусловно, акты насилия и жестокости должны освещаться. Но в эпоху постмодерна, когда факты хоронятся своими же интерпретациями, необходимо уделять особенное внимание информационной среде. Податливая и доступная каждому гиперреальность не должна становиться оружием в руках тех, кто продвигает убийства и разрушения в качестве богоугодного дела. Стараясь избегать чрезмерного «закручивания гаек», пошлой пропаганды и пренебрежения к правам и личной жизни человека, следует выработать жёсткую стратегию ведения информационной войны с использованием всех возможных средств, которыми уже во всю пользуются террористы. А самое главное, что каждый из нас должен понять – это необходимость думать и критически оценивать всё то, что сыпется на нас каждый день из медиа-пространства. Когда дискурс о важнейших для человека вещах – таких как ценность жизни и достоинства, самоидентификация, религиозная вера, культурный багаж, социальная жизнь и т. д. – переносится в плоскость брендов и глянца, легко представить наступление конца света под аплодисменты и улюлюканье толпы.
matrix-623627.jpg

11
133.043 GOLOS
На Golos с March 2018
Комментарии (5)
Сортировать по:
Сначала старые