Из всех искусств важнейшим для нас является кино
(Источник фото)
Голливуд. Фабрика грёз. Место, где воплощаются самые смелые фантазии человечества. Кто из нас не мечтал там побывать, чтобы хоть кончиком пальца прикоснуться к этому сказочному миру? Или хотя бы краешком глаза увидеть, как рождается чудо под названием «голливудский блокбастер»? Или узнать, наконец, кто же они, эти сказочники 21-го века, сочиняющие невероятно увлекательные истории с неизменно счастливым концом? И как им удаётся придумывать настолько разнообразные, но неизменно захватывающие сюжеты?
Не хочется вас разочаровывать, но в основе большинства пользующихся успехом у зрителя голливудских кинолент лежит стандартная, проверенная временем и кассовыми сборами, довольно несложная схема. Или структура, как её называют сами голливудские сценаристы. Схема, освоив которую, практически каждый, наделенный определённой долей фантазии и владеющий клавиатурой человек, сможет сочинить собственный блокбастер. А если повезёт, то и продать его Голливуду или, на худой конец, Мосфильму за неплохие деньги)))
(Источник фото)
Герой
Итак, главным элементом данной структуры является Главный Герой. Человек, животное или инопланетянин – не важно. Важно, чтобы он был интересен зрителям и вызывал у них сопереживание. Как говорит сценарный гуру Нил Ландау: «Сюжет – ничто, герой – всё!».
Поначалу, чтобы вызывать больше сопереживания, герой должен выглядеть, как обычный неудачник или серая мышь. Как Нео в «Матрице», или Люк Скайуокер в «Звёздных войнах», или Сара Коннор в «Терминаторе», или все подряд Супер-, Спайдер-, Бэт- и прочие «мэны» до открытия у них сверхспособностей.
А еще у героя должен быть ключевой личностный недостаток (комплекс, фобия, физическая неполноценность или всё вместе взятое), лишь преодолев который герой сможет по-настоящему считаться героем. Взять, к примеру, сделанный по канонам большого кино мультфильм «Ледниковый период-2. Глобальное потепление». Оказывается, все его главные герои, не смотря на то, что они просто животные, терзаемы внутренними страхами и нереализованными потребностями. Мамонт Мэнни мучительно переживает, что он, возможно, остался единственным из своего вида, ленивец Сид испытывает острейший дефицит уважения, а саблезубый тигр Диего просто боится воды. И все это на фоне угрозы экологической катастрофы глобального масштаба. В итоге мамонт находит подходящую самку и других мамонтов, ленивца принимают за бога его дальние сородичи, а тигр преодолевает свой страх, бросившись спасать тонущих друзей. После этого даже вызванный глобальным потеплением всемирный потоп выглядит каким-то локальным наводнением, справиться с которым помогает безумная крысо-белка, испытывающая маниакальное пристрастие к желудям.
А так же у главного героя должна быть Цель. Даже не Цель, а ЦЕЛЬ! Недостижимая для обычного человека в обычной жизни, но ведь на то оно и кино. Никаких вам простых желаний и стремлений. Как минимум – спасти человечество или, хотя бы, закадрить королеву колледжа.
Чтобы сделать образ героя ярче, а его Цель - значительнее, требуется соответствующий антигерой или главный злодей. Как Агент Смит для Нео, Октопус для Спайдермена или Глава Русской Мафии либо Доктор Зло для Джеймса Бонда. И чем более жалко и беспомощно поначалу выглядит герой, тем страшнее и могущественнее должен быть злодей. Ведь чем сильнее у героя соперник, тем значимее его итоговая победа. Но где-то к середине второй половины фильма их возможности должны примерно сравняться, а в конце всё равно побеждает герой. Без вариантов. Правда, перед этим он просто таки обязан оказаться на волосок от собственной гибели. Но только на волосок. Затем герой всё равно, неважно как, должен нанести злодею решающий удар и победить.
(Источник фото)
Антигерой
Главный злодей необходим главному герою обязательно, без него фильм будет и скучноватый, та и дорога к самой цели не будет интересна зрителю, если никто не вставляет палки в колеса.
А еще герою необходим напарник. Обычно довольно нелепый, но зато простой, весёлый и преданный. Как Робин у Бэтмэна, Осёл у Шрека, Сид у Мэнни и т.д. Наличие напарника привносит в сценарий несколько дополнительных комичных моментов, а еще им не жалко в нужный момент пожертвовать для достижения героем своей цели. Например, заслонить им героя от пули (стрелы, снаряда, баллистической ракеты и т. п.) выпущенной злодеем. Зато, сидя над трупом напарника, герой получает прекрасную возможность эффектно прокричать: «Но-о-о-о-о-о-у-у-у-у-у!!!», что прекрасно подчеркнет его высокие моральные качества и добавит мотив личной мести злодею.
(Источник фото)
Миссия. Цель.
Основная миссия главного злодея состоит в том, чтобы создавать герою препятствия на пути к цели. И сложность этих препятствий обязательно должна идти по нарастающей. Этим злодей позволяет герою выглядеть максимально геройски. Более того, злодей в буквальном смысле является антигероем, зеркально отражая основные качества главного героя, но с обратным знаком. У злодея тоже обязательно есть комплекс или фобия, определяющая мотивацию его поступков. Но если личностные недостатки героя вызывают у зрителя сочувствие, то недостатки злодея обычно настолько гротескны, что только подчеркивают его негатив, вызывая либо насмешку, либо отвращение.
Структура голливудского фильма содержит еще несколько обязательных элементов, о которых мы расскажем позднее. А пока сообщим, что, не смотря на непререкаемый авторитет и заслуги Нила Ландау, важнейшей и определяющей характеристикой любого киносценария является его сюжет. Невзирая на огромное количество ежегодно производимых фильмов, число используемых сюжетов относительно невелико, и человечество знает большинство из них испокон веков.