К Свету: Почему Фома - неверующий?
В нашей повседневной жизни мы все используем библейские слова и выражения, часто даже не задумываясь об их происхождении и истинном значении – настолько они привычны нашему слуху и языку. Некоторые книги Библии сегодня читаются как просто сборники афоризмов. Прав был Екклесиаст, оставивший нам одну из таких книг:
«Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было» (Екклесиаст, 3:15)
Тема Воскресения Иисуса Христа очень тесно связано с другим библейским выражением – «Фома неверующий».
Один из моих одноклассников до сих пор ходит с прозвищем «Фома» именно потому, что был очень недоверчив и во всём сомневался, таким и остался. Давно не встречались, и когда спрашиваю у знакомых о нём, как о Фоме, все понимают, о ком идёт речь, хотя его прозвище не является производным от фамилии или имени, как обычно случается в детстве. Именно из-за недоверия словам стал он Фомой.
Так кто такой Фома и почему он «неверующий»?
Эта библейская история записана в Евангелии от Иоанна. В 20-ой главе повествуется о воскресении Иисуса Христа и связанных с ним событиях. В этот день, вечером, испуганные ученики собрались и закрылись в доме, чтобы обсудить ситуацию с пустой могилой. Несмотря на запертые засовы, Иисус предстал перед ними, и в доказательство реальности происходящего показал им Свои раны. Ученики обрадовались, а вот Фома на этом собрании не присутствовал и, выслушав свидетелей явления Иисуса, отнёсся к ним с недоверием:
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю. (Евангелие от Иоанна, 20:24,25)
По справедливости надо заметить, что остальные ученики ничем не отличались от Фомы. Им тоже требовались доказательства, и Господь их предоставил, дав осмотреть Себя. Через восемь дней события повторились в точности, на этот раз все были в полном составе. Можно подумать, что Иисус пришёл специально, чтобы утвердить скептика.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Евангелие от Иоанна, 20:26-29)
Но скептиками были все присутствовавшие. А реакция Фомы очень показательна: моментальное признание Воскресшего Иисуса Богом и Господом, что подразумевает за собой подчинение и служение.
Замечание о том, что уверовавшие без дополнительных доказательств – на основании свидетельства других верующих, на основании Писания – напрямую относится сегодня к нам. Мы, как и Фома, хотим чудес. Нам кажется, что тогда мы точно перестанем быть неверующими. Такое бывает, так было со мной. Но для этого пришлось многое пережить и прочувствовать. Чудо – это последняя возможность перестать быть неверующим, это рука, протянутая увязшему в трясине. И я не знаю ни одного человека, который стал верующим от хорошей жизни, знаете, так: «У меня есть всё, но чего-то не хватает… А поверю-ка я в Бога!» Поэтому чаще так:
«В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его» (Псалтирь, 17:7)
Именно поэтому «невидившие и уверовавшие» намного счастливей видевших чудеса. Но таких очень немного…
«Имеющий уши, да слышит!»
Цитаты Писания – Русский Синодальный текст.