Сомнения пророка
В двух Евангелиях, от Матфея и Луки, описана удивительная история последнего ветхозаветного пророка, Иоанна Крестителя. Он был поздним ребёнком священника Захарии и Елисаветы, родственницы Марии, матери Иисуса и был старше Его на полгода. Этой историей начинается Евангелие от Луки, и записана она евангелистом, вероятно, со слов самой Марии, таких подробностей нет больше ни в одном из Евангелий. Иоанн доводился Иисусу троюродным братом. Кем и где он воспитывался «в пустынях» после смерти родителей, Библия умалчивает, но о нём было предсказано Захарии, будущему отцу, Ангелом Божиим:
«…он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» (Евангелие от Луки, 1:15)
В возрасте 30 лет Иоанн вышел с призывом к покаянию,
«…ибо приблизилось Царство Небесное» (Евангелие от Матфея, 3:2)
Его проповедь, хотя Иоанн не совершил ни одного чуда, была обличительной и действенной, народ шёл слушать и креститься во множестве, но основная миссия была исполнена в день Богоявления, когда Бог показал Свое Триединство – при Крещении Иисуса прозвучал Голос, объявивший Его Сыном и Дух Святой –
«…Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него». (Евангелие от Матфея, 3:16,17)
Прошло ещё некоторое время и обличаемый Иоанном за связь с родственницей царь
«Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее» (Евангелие от Матфея, 14:3,4)
И вот, выполнивший своё предназначение пророк, в тюрьме. Не такая награда ожидается за исполнение своего долга. Или он ошибся, указав на Иисуса? Если нет, то почему тюрьма, а не дворец, почему такая несправедливость?
«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Евангелие от Матфея, 11:2,3)
Есть мнение, что этот вопрос задали ученики Иоанна, и он отправил их к Мессии, чтобы они сами задали его. Иисус в ответ напоминает, что те дела, о которых слышал пророк и видят его ученики, по Писанию, может совершить только Мессия, эти слова должны ободрить всех, кто бы в Нём сомневался:
«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Евангелие от Матфея, 11:4-6)
Прозвучавшее в речи Иисуса мягкое предупреждение о недопустимости сомнений имеет серьёзные последствия для сомневающегося, а слова вернувшихся учеников должны ободрить Иоанна. После их ухода Иисус обращается к народу с вопросом, был ли Иоанн пророком? И сам отвечает:
«Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». (Евангелие от Матфея, 11:9-10)
Но заканчивается эта речь парадоксально:
«Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его» (Еваенгелие от Матфея, 11:11)
Что значат эти слова? Почему последний пророк оказывается менее значимым самого последнего прощёного Богом грешника? Чего не хватает ему по сравнению с простым христианином?
Иоанн не дожил до распятия и не узнал о полноте Божьей любви. Его проповедь нельзя назвать Благой вестью, она была посвящена Божьей Святости и Божьему наказанию. Иисус проповедовал Евангелие Божьей Святости и Божьей любви, даже на кресте. Поэтому простой христианин знает о Боге больше, чем самый выдающийся пророк.
И в случае христианина сомнение может приравниваться к неверию. А неверие – самый большой грех, после того, как Бог сделал всё для спасения грешников:
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Евангелие от Иоанна,3:17,18)
Выбор своей участи каждый человек делает сам. И сомневающийся тоже.
Не дай нам, Боже, допустить сомнения в Твоей любви к нам, грешным детям Твоим…
Цитаты Писания – Русский Синодальный текст.
Внимание! Приглашаю единомышленников и заинтересованных публиковать свои статьи здесь. Давайте вместе сделаем ПроСвет сообществом, помогающим людям определиться со своей верой!
Пишите в личку Jonahjunior в ТГ