(не)Герой или Психологический портрет нашего времени
Наконец, мы дождались! Длительно пустующая после ухода в небытие уже лет двадцать как почившего "нового русского" и, не прижившихся в широких массах, метросексуалов и прочих хипстеров, ниша народного (не) Героя теперь плотно занята. Кто он? И почему так молниеносно поднялся на олимп зрительских предпочтений?
Ждут своего автора культурный, социальный и эстетический (правда, красавчик?) взгляды на этого персонажа. Мы же сфокусируемся на психологическом.
И так, образ Ждуна как зеркало нашей психологии.
Почему именно он?
Для начала, стоит принять во внимание, что для получения сколько-нибудь серьезного резонанса, любой образ должен "зацепить" значимые ассоциации у большого количества людей. Быть архетипическим (смотри теорию К. Г. Юнга и последователей).
Если персонаж становится популярным среди широких народных масс, мы можем утверждать, что в нем выражены актуальные для этих людей свойства. Об этом всегда помнят сценаристы успешного кино, создавая героя таким, чтобы больше зрителей могло с ним отождествиться.
Так какие же черты делают Ждуна милым нашему сердцу?
- он действительно "няшный", приятный, трогательный
- он вызывает доверие, жалость и сочувствие, ему легко сопереживать
- он безобиден, очевидно мягкий и пассивный, не хищник
- он беспомощен, а значит нуждается в опеке и защите
- он "детский", несмотря на внушительные размеры
- и, самое главное, он СМЕШНОЙ, неказистый, недотепа, кулёма
Эти черты не только придают Ждуну невообразимый шарм, но и напоминают нам о многочисленных знакомых, а может, и о нас самих. Есть идея о том, что нас вообще во внешнем мире привлекает (или отталкивает) только то, что имеет непосредственное отношение к нам. Все остальное просто проходит мимо, оставаясь без внимания (об этом подробнее здесь).
Тогда интересно узнать, как возникают и чем вызваны эти особенности у людей?
И как психологические теории объясняют, почему формируются такие черты характера?
Ответы на эти вопросы дают типологии характера.
Классический психоанализ обязательно найдёт у нашего подопечного оральную структуру характера.
"Орально-пассивный тип личности формируется в младенчестве, когда ребенок получал недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры (а потом потерял). Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он склонен не замечать трудностей, и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать.
Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию".
Широко известная в узких кругах Нэнси МакВильямс описывает этот тип как депрессивный. Механизм возникновения - бессознательная интернализация наиболее ненавистных качеств прежних объектов любви (начиная с родителей и заканчивая любовными партнерами). Их позитивные черты вспоминаются с благодарностью, а негативные переживаются как часть самого себя (М.Klein,1940). Эти люди меланхолики, с низким темпом активности, скупой жестикуляцией, высокой утомляемостью. Миротворцы и добряки, оправдывают других за свой счет.
Ну и современная теория, объединяющая телесный подход и психодинамическую возрастную периодизацию, бодинамика относит Ждуна к наиболее выраженным, хрестоматийным представителям такой структуры развития как "ранняя автономия". Об этом можно почитать здесь или более подробно здесь.
Эти особенности характера формируются примерно в год-два, когда ребёнок начинает ползать и ходить, осваивая возможность следовать своим импульсам и одновременно первый опыт отделения от мамы. Если мама не поощряет самостоятельность, то достаточно быстро дети "садятся на попу", отчаявшись что-либо сделать сами, и продолжают "сидеть на ней ровно" всю свою жизнь. Отчего эта часть тела становится заметной и выдающейся. Вырабатывается защита от внешнего контроля - выученная беспомощность (делай сам, раз ты хочешь) и пассивное сопротивление (я согласен, но...). А внутри остаётся пустота и состояние "великого нехочухи". Таким людям можно не учиться медитации, они ней живут "что воля, что неволя..." В теле это проявляется в накоплении блокированной энергии в нижней части, очаровательно-наивном выражении лица и "мерцающем контакте" при общении, вроде человек здесь, а вроде и нет. Узнаваемо?
Интересно также, что судя по имени, это мужской образ. А значит в большей степени ассоциируется с нашей "сильной половиной". Что, кстати, подтверждается статистически. Все описанные черты чаще встречаются у мужской части населения. Тут можно роман написать про то, как эти особенности влияют на отношения, социальную жизнь и даже политику, но мы не об этом.
Вот такие психологические особенности можно прочесть в популярном нынче меме. Но он не первый, и не единственный такой любимец нашей публики. Светлый образ Ждуна прекрасно вписывается в галерею давно известных в наших широтах типажей. Здесь и сказочные Емеля на печи с Иваном-дураком, герой классической литературы Обломов и, конечно, масса "положительных героев" советского периода. Отдельно хочется упомянуть всенародно любимых персонажей нашего кино: Хоботова из "Покровских ворот" и Бузыкина в "Осеннем марафоне".
Интересно, что за пределами нашей родины такой характер не популярен и распространения не получил. И почему у нас любовью и поддержкой в значительно большей степени пользуются именно такие (не)Герои?
- герой должен умереть, иначе он не настоящий Герой. В жизни эта перспектива мало кому улыбается:)
- настоящие герои всегда "страшно далеки" и требуют подражания. То есть вынуждают к активным действиям. А это чревато последствиями. Можно заметить, сколько нас разделяет. И как тяжко соответствовать. Поэтому одинокие "спасатели" западного образца не находят на нашей почве живого отклика. Хлопотно, вообщем, быть крутым парнем
- карикатурный же, подчёркнуто "бытовой, обыденный" персонаж в сравнении "проигрывает" зрителю. А значит, зритель может свою самооценку повысить "Слава богу, у меня не все так плохо"
- влияющий и круто меняющий жизнь герой никогда не будет одинаково "хорошим" для всех. Чтобы нравиться всем, необходимо меньше проявляться, а лучше вовсе ничего не делать.
В конце концов психологический механизм смеха заключается в сбросе напряжения и присвоении "сложного материала". Значит, пока мы смеёмся над Ждуном, мы прощаем себе несовершенство, можем с юмором признавать свои не самые героические стороны, а также "принимать и любить себя такими, как есть". А это дорогого стоит.