Как ситх криптогейминг хоронил (или нет)
не специально “но почему б нет” для канала https://t.me/Maul_Crypto
Добрейшего воскресного, скайуокер🚀
Вчера буквально написал постецкий в своем телеграм канале о том, что решил копнуть глубже в направлении криптогейминга. А уже сегодня у меня есть что сказать на эту тему. И это мы ещё не капнули глубь, все на поверхности.
Криптогейминг мёртв. Внезапно😳 "Да ты ж ещё ничего не посмотрел толком то" - можно возразить. Но первое впечатление при знакомстве именно такое. Не буду кидаться ссылками с различной статистикой по даппам, ты её и сам прекрасно знаешь, более 90% - гемблинг. Крипта и азартные игры нашли друг друга, и это правильно. Тут все понятно. Больше к этому не возвращаемся. Обсасывать цифры - разбираться в следствии, а мне хочется указать на причины.
Рынок мертв
Но чтобы прийти к выводу о мертворожденности нынешних критоигр, давайте рассмотрим крипторынок в целом.
Моя классификация такова:
- проекты с сильной составляющей хайпа/маркетинга (ХАЙП)
- продукто-ориентированные проекты (ПОП)
- третья категория, сущность которой я раскрою ниже (Х-ФАКТОР)
Тенденция, начавщаяся в 2017 году, превратила рынок и CMC в помойку бесполезных и ненужных тикеров. Те, кто генерируют хайп и маркетинг в основном не уделяют время продукту, а то и вовсе его не создают. Вэлью их проекта - экспонента на чартах, с вершиной, увенчанной звездой и надписью «ALL TIME HIGH». Справедливое вэлью - ёлочка с хаев в ад.
И если ты, мой темный падаван подумал, что сейчас я начну защищать проекты в первую очередь сконцентрированных на продукте, то ты ошибся. Продукто-ориентированные проекты они же ПОП (потому что «ЖОПА» у них, ментально так точно) по какой-то ведомой только им причине полагают, что раз они создают продукт, то инвесторы должны слезы радости не успевать вытирать от причастности к тому, что сейчас модно называть BUIDL, а не страдать, глядя как курс токена летит в 3.14зду.
И те, и другие наглым образом дурят розничных холдеров. Стругая бесконечным потоком ютилити-токены, не являющимися таковыми без, собственно, готового продукта, в котором это самое ютилити и будет раскрываться.
Но допустим мы суицидники, глубокоуверовавшие в проект смарт-инвесторы, в простонародье хомяки, пережили всю горечь и страдания медвежьего рынка. И что мы получаем? По идее эти две категории ХАЙП и ПОП должны объединиться в могучий тру-ВЕРИХАЙ, изменить мир, сделать всех богатыми и дальше по тексту. Вы знаете такие проекты?
Не так давно биткоин отметил 10-летний юбилей. По факту с этой даты можно вести и отчет рынка. Ему 10 лет. Назовите проект, органично сочетающий в себе обе составляющие. Мне на ум приходит разве что Bitcoin, Ethereum. EOS максимально близок, в Tron это дело неорганично, с перевесом чрезмерного маркетинга. Ну и по факту все. У остальных либо одно, либо другое. На момент написания статьи на CMC залищено 2104 токена. Статистика удручает, хотя в 2019 году много проектов подходят к этапу релизных версий, но все же.
Вот и подобрались к третьей категории, которая может работать лишь при наличии предыдущих двух - экономика. Нет, не экономика токена, токен метрики, а экономика проекта и компании в целом. Бизнес-план и стратегия развития от этапа идеи до выхода готовой версии, включая расходы на кокс, шлюх и ламборгини.
И даунтренд показывает, что в нашем криптоболоте собрались отбросы из традиционных рынков всех отраслей. Глупые инвесторы и некомпетентные руководители проектов – ядерный коктейль. Почему от словосочетания «дефляционная модель» у отважных мужей встает дыбом метамаск, а у благородных дев начинает течь ether в сторону смарт-контракта очередного ICO? Ай, черт с ними, давай вернемся к криптогеймингу.
Возращаясь к точке отчета...
Почему же именно криптогейминг стал моей отправной точкой всего вышеизложенного? А как относиться к проекту, которые выпустили токен, залистили его на биржи, сделали продукт, а теперь вдруг решили устроить ICO, чтобы собрать бабло на дальнейшее развитие? На таком рынке, да еще и сломав всю экономику токена, чтобы он оказался не нужен… Так ведь и не скамеры, продукт получается интересный, но хайпа нет. И не будет на таком рынке. И нет денег на этот маркетинговый хайп. Замкнутый круг. А бешеные с каждым разом повышающиеся бонусы на этом самом пресейле, с продажей того самого не нужного токена? Это выглядит как отчаяние. Отчаяние и отсутствие изначальной стратегии либо же ее плохая проработка и неучтенные риски. Не буду называть проект, обзор на него я таки напишу, вы поймете, что эти строки про него. Мне нравится игра, но игра лишь часть продукта.
Или вот еще пример. 4 января, если мне на праздниках память не отшибло был анонс шутера от первого лица Vibe or Die. Об анонсе я узнал из твиттера CEO Binance, то есть этот ход был эффективен, с точки зрения маркетинга. Назначена дата – 12 января, показан трейлер.
Геймплейный ролик на канале Unity был доступен еще в конце октября
И все, тишина. В чате телеграм лишь отписки в стиле «все подробности будут позже, реклама и маркетинг будет». 12 число наступило – тишина. Я извиняюсь, а на какую аудитории расчитан релиз? На пару калек, которые сидят в чатике или на геймеров в целом. И токен модель, в которой за убийства противников вы получаете токены располагала к успеху. Но…игра вышла как обещали, сегодня я скачал клиент, установил, провел нужные манипуляции с кошельком, запустил и… НИХРЕНА! Не работает, нет серверов, нет игр, нет игроков. Вы представьте, если бы очередная игра серии GTA в день релиза была не готова от слова «совсем»? Да акции компании полетели бы в 3,14зду в один момент. Наш пациент никак не отреагировал. Ровно как ETC не отреагировал на атаку 51% на этой неделе.
Кто первый встал, того и тапки
По остальным проектам, которые я успел отсмотреть сложилось впечатление. Что они сделаны для междусобойчика. Выходит бета или пресейл версия, шарые парнишки залетают, для них устраиваются конкурсы для шиллинга, они их успешно выигрывают, шилля на свою небольшую аудиторию игру. Заинтересовавшиеся инвесторы заходят, а оказывается все плюшки были в саааамом начале, теперь нужно купить токены на бирже. В них разгружаются эти самые шиллеры. А самым запоздалым остается лишь скучная бесперспективная и забагованная игра и укатанный токен. Криптогейминг. Заходи и получай удовольствие.
Как бы я не хотел кинуть камень в EOS Knights, не могу. Эта корейская гриндилка, гемплей которой и экономическая составляющая хороши. А не хороша сама EOS, но, чтобы не поднимать внеочередной срачь, скажу лишь, что нет в ней (в EOS) никакого масс адопшена. И Лаример может в своем стимите писать сколько угодно статей, перекладывая вину на криворуких разработчиков и кодеров смарт-контрактов, которые не могут оптимизировать код. От этого мол система и жрет ресурсы как ненормальная.
Собственно, мораль.
Ну ты наверное догадался, что заголовок был кликбейтом? Хоронить, если придется, будем основательно и разобравшись в теме максимально. Будем искать дальше и ждать появления проектов, сочетающих хайп, продукт и экономику от начала и до конца. Отбрасывая «верихаи» и скамы в мусорку.
В апреле в Минске конференция будет по блокчейн играм, вот там воочию и посмотрим, как там криптогейминг, жив аль мертв. А до этого времени моя лопата будет копать эту геймерскую тему, а я буду ее освящать (святым светом, блин, пора заканчивать)
Да прибудет с вами Сила (есстесно темная ее сторона)