Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
rassvet
7 лет назад

рубрика /Памяти Русской и Советской Культуры и Искусства/

Памяти Любови Орловой


29 января по ст. ст.(11 февраля н.с)1902 года родилась Любовь Петровна Орлова— советская актриса театра и кино, певица, танцовщица.
Она стала первой кинозвездой Советского Союза, сыграв всего пять главных ролей в фильмах: «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга», «Светлый путь», «Весна». После триумфа «Веселых ребят» лицо Орловой стало почти иконой. Миллионы советских женщин прикладывали массу усилий, дабы хоть немного походить на любимую актрису…
У психиатров даже появился специальный термин — «синдром Орловой», означавший патологическую страсть пациенток, даже ценой собственного здоровья стремившихся подражать Орловой.
Окончательно статус первой актрисы страны закрепился за Любовью Петровной после выхода на экраны фильма «Цирк». Такого сумасшедшего успеха, который выпал на долю этой комедии, не ожидал никто.Но ни одна из последовательниц Любови Петровны до сих пор не может сравниться с ней по степени народного обожания.
Л.Орлова родилась в 1902 году в семье акцизного чиновника. Отец внешне вполне мог сойти за аристократа, очень любил карты и проигрывал все, что у него было. Мать будущей артистки приходилась дальней родственницей мужа одной из дочерей Льва Толстого.
Однажды, еще девочкой, Любе посчастливилось увидеть великого писателя, и тот даже подарил ей книжку «Кавказский пленник», на которой сделал надпись: «Любочке от Льва Толстого».
Родители хотели, чтобы дочь стала профессиональной пианисткой, и в семилетнем возрасте отдали ее в музыкальную школу. По одному из семейных преданий, однажды в их доме гостил Ф. И. Шаляпин, которому показали оперетту «Грибной переполох», поставленную любительским детским театром.
В этом спектакле маленькая Любочка исполняла роль Редьки. После окончания представления Шаляпин поднял Любу на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!»
В 17 лет Орлова поступила в Московскую консерваторию (класс рояля), где проучилась три года. Хотя Люба так и не закончила консерваторию, она отлично играла на фортепиано и в начале 20-х годов поступила на работу в кинотеатр тапером. Грязный, прокуренный кинотеатр, матросня, матерщина…
Об этом периоде своей жизни Орлова не любила вспоминать. И немудрено: она ощущала себя человеком, у которого нет будущего. Спасло замужество. В 1926 году она вышла замуж за видного партийного чиновника Андрея Берзина. Их совместную жизнь не назовешь долгой — 4 февраля 1930 года Берзин был арестован, и Орлова больше никогда не видела своего первого мужа.
В 1926 году Орлова была принята хористкой в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко и долгое время была занята в эпизодических ролях. Однако ее музыкальный и драматический талант рано или поздно должен был проявиться в полной мере. Нужен был только случай или подходящая роль. Случай представился в 1932 году.
Роль Периколы в одноименной оперетте Жака Оффенбаха вывела Орлову из состава хора в ведущие солистки МХАТа. Правда, многие судачили, что взлету Орловой способствовал увлекшийся ею руководитель театра Михаил Немирович-Данченко (сын известного режиссера). Связь действительно имела место, но закончилась так же стремительно, как и началась, и вскоре у Орловой появился новый возлюбленный — некий австрийский бизнесмен. Но и этот роман очень быстро закончился.
В один из весенних дней 1933 года в жизнь и судьбу Орловой раз и навсегда вошел Григорий Александров. Впервые увидев 30-летнюю Любовь Орлову, блиставшую в «Периколе», Александров, искавший в то время героиню для своего фильма «Веселые ребята», был поражен не только талантом актрисы, но и ее внешностью. После спектакля они познакомились, а уже следующим вечером вместе отправились в Большой театр на торжества, посвященные юбилею Л. В. Собинова.
Вот как вспоминал об этом вечере Г. Александров:
«Во время концерта, в котором участвовали все тогдашние оперные знаменитости, я острил и предавался воспоминаниям.Иронические реплики в адрес гигантов оперной сцены, воспоминания о пролеткультовских аттракционах не вызывали особых симпатий у моей спутницы, получившей классическое музыкальное воспитание и начинавшей работу в театре под руководством Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Но я не отступал от своего и во время концерта и на банкете продолжал азартно рассказывать ей о задуманных озорных сценах будущего нашего фильма «Веселые ребята». Она с ужасом и нескрываемым сомнением в реальности моих планов слушала. Я говорил и говорил, потому что на мое предложение сниматься она сказала: «Нет».
Кончился банкет, мы вышли на улицу и до рассвета бродили по Москве. Любовь Петровна рассказывала о себе… В конце концов она согласилась сниматься в моем фильме, но прежде спросила:
— Я чувствую, что мы часто будем спорить. Это не помешает работе?
Я и сам это чувствовал, но что мне оставалось делать? Я, конечно же, произнес расхожую мудрость: «В спорах рождается истина».
Она стала звездой, когда зимой 1934 года в Москве состоялся первый показ комедийного фильма молодого режиссера Григория Мормоненко, больше известного под фамилией Александров, — «Веселые ребята». Поначалу высокому начальству, пришедшему на премьеру, картина категорически не понравилась.
«Это хулиганский и контрреволюционный фильм», — заявил тогдашний нарком просвещения Бубнов и категорически запретил выпускать ленту в широкий прокат. Один из авторов сценария «Веселых ребят», Николай Эрдман, к тому времени уже находился в местах не столь отдаленных (его имя отсутствовало в титрах).
Но за «Веселых ребят» неожиданно вступились начальник Главного управления кинопромышленности Б. Шумяцкий и писатель Максим Горький, убедившие Сталина лично посмотреть фильм. Как известно, вождь приехал к Горькому, посмотрел комедию и пришел в восторг: «Посмотрел, — точно в отпуске побывал».
В результате картина пошла одновременно во всех кинотеатрах СССР и была послана на кинофестиваль в Венецию, где имела такой громадный успех, что песню «Сердце, тебе не хочется покоя…» начали распевать даже венецианские гондольеры…После выхода на экраны фильма «Веселые ребята» Орлова сразу же вознеслась на кинематографический олимп.
Достаточно сказать, что в тот момент как раз ввели звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». В числе первых это звание получили кинорежиссеры Протазанов, Кулешов, Эйзенштейн и… Любовь Орлова! А Леонид Утесов получил только фотоаппарат.
Натурные съемки "Веселых ребят" проходили летом в Гаграх. Именно там роман Орловой и Александрова обрел свои окончательные очертания, и за его развитием затаив дыхание наблюдал весь съемочный коллектив.
Стоит отметить, что на съемках у Александрова появился соперник — оператор Владимир Нильсен, который тоже увлекся Орловой. Однако из этих ухаживаний оператора ничего не вышло — Орлова безоговорочно отдала предпочтение Александрову. И тот ответил ей тем же. Несмотря на то что рядом с ним находились жена и маленький сын, он не скрывал своих симпатий к Орловой и делал все, чтобы она чувствовала себя на площадке не дебютанткой, а настоящей хозяйкой.
В частности, первоначально эпизодов с участием Утесова в фильме было задумано больше, чем с Орловой, однако режиссер изменил сценарий в пользу своей новой привязанности. Короче, все шло к тому, чтобы в советском кинематографе состоялась новая семейная пара. Так в конце концов и произошло: сразу после того, как картина была снята, Орлова и Александров поженились.
Затем были фильмы "Цирк", "Волга-Волга". Успех был сногсшибательным..
В основе «Цирка» лежит история об американской актрисе Марион Диксон, имеющей чернокожего ребенка и из-за этого вынужденной терпеть издевательства своего антрепренера Кнейшица. Свободу и счастье Диксон обретает после того, как оказывается в Советском Союзе и встречает бравого артиста Мартынова.
Как потом написала шведская газета, героиню фильма спас «статный ариец Столяров». Надо отдать должное режиссеру, сумевшему из этой откровенно пропагандистской истории («все самое лучшее — это советское») сделать веселый фильм о любви.
Во время съемок сцены чечетки («Мэри верит в чудеса! Мэри едет в небеса!»), выбиваемой Орловой на пушке, киношники не предусмотрели, что из-за расположенных внутри орудия софитов стекло может нагреться. А ведь актрисе, облаченной в облегающее трико, предстояло не только танцевать на нем, но и сидеть. Когда сама Любовь Петровна почувствовала под собой раскаленное стекло, было уже поздно — съемка началась. Орлова честно выбила чечетку, а потом с обворожительной улыбкой уселась на обжигающую площадку и допела песню. Потом, правда, по ее собственным словам, «три дня в туалете орлом сидела». А эпизод с «раскаленными танцами» так и вошел в фильм.
В сороковых Орлова и Александров были одной из самых обеспеченных пар Советского Союза. Об их шикарной даче во Внуково с огромным каминным залом по Москве ходили легенды. Жалобу Любови Петровны на то, что «так хочется во Внуково, а опять приходится лететь в Париж за перчатками», передавали из уст в уста...
Для того чтобы финансировать постройку подмосковного имения (к дому прилегал 1 гектар грибного леса), Орлова начинает гастролировать по стране, требуя с организаторов концертов по 3000 рублей за выступление ( в то время как высшая концертная ставка составляла 750 рублей).
Поначалу перечить ей никто не смел. Но потом кто-то написал письмо в ЦК партии. Лишь благодаря высоким связям статья «Недостойное поведение», опубликованная в газете «Советское искусство», не имела для знаменитости печальных последствий.
В 1941 году, буквально перед самой войной, Орлова была удостоена Сталинской премии за участие в двух фильмах: "Волга-Волга" и "Светлый путь". А затем началась война. Ее начало застало актрису и ее мужа в Риге. Оттуда они трое суток под бомбежками добирались сначала до Минска, затем до Москвы.
Здесь "звездная" пара не сидела сложа руки. Александров, как и многие мужчины, записался в отряд противовоздушной обороны, дежурил на крышах. Во время одного такого дежурства, в августе, он едва не погиб: взрывной волной его перебросило с одной секции крыши на другую. Александров получил контузию и серьезное повреждение позвоночника.
Как режиссер он снял тогда "Боевой киносборник 4", в котором Орлова выступила в качестве ведущей. Когда фашисты подошли к самым подступам столицы и в городе началась паника (16 октября), кому-то из высоких начальников пришла в голову мысль: чтобы успокоить жителей, надо расклеить на стенах гастрольные афиши Орловой.
И действительно, на многих эти плакаты подействовали отрезвляюще — если сама Орлова в городе, город не сдадут, бояться нечего.
После войны на чешской киностудии был снят фильм "Весна", который имел успех на заграничных фестивалях. Затем Любовь Орлова на время ушла из кино, стала работать в театре им. Моссовета. В 1950 г. Орлову и Александрова наградили Сталинской премией за фильм "Встреча на Эльбе".
После этого наступил закат карьеры звездной пары, Орлова вернулась в театр, а Александров больше не снимал кино (после фильма "Русский сувенир", который с треском провалился).
В начале 1970-х годов Александров приступил к съемкам фильма по своему сценарию. Картина под названием «Скворец и Лира» рассказывала о судьбе двух советских разведчиков (их роли в фильме сыграли сам Александров и Орлова).
Судьба этого последнего фильма Орловой сложилась печально: художественный совет киностудии посчитал его слабым и запретил его к прокату. По версии одного из чиновников тогдашнего Госкино, Орлова сама не позволила выйти картине на экраны, увидев в главной героине старуху.
Неудача с последним в ее жизни фильмом очень сказалась на здоровье Орловой. Вскоре у нее начались страшные боли в почках. Орлова считала, что у нее камни. Однако настоящий диагноз был гораздо серьезнее — рак поджелудочной железы. Врачи обнаружили метастазы и рассказали об этом Александрову. Но он попросил ничего не говорить жене. «Пусть думает, что у нее камни». Врачи для убедительности вручили актрисе якобы ее камни, которые на самом деле извлекли во время операции у другого больного.
23 января 1975 года, в день рождения своего мужа, Любовь Орлова внезапно потеряла сознание. Ее тут же отвезли в больницу, где через три дня она скончалась. И в день ее рождения —29 января (11 февраля по старому стилю) — состоялись похороны Орловой.С раннего утра к Академическому театру имени Моссовета, где был установлен гроб с телом Орловой, устремились тысячи москвичей. Стоящий в зрительном зале гроб буквально утопал в цветах и венках.
Григорий Александров прожил еще восемь с половиной лет после смерти Орловой. В 1983 году вместе с режиссером Е. Михайловой он сделал документальный фильм «Любовь Орлова», после выхода которого на экраны, видимо, посчитал свое дело на земле законченным. 16 декабря 1983 года в возрасте 80 лет он скончался. Похоронили Г. Александрова на Новодевичьем кладбище, рядом с могилой Любови Орловой.

27067486_1761850113876168_2686350857005740964_n.jpg

0
0.000 GOLOS
На Golos с November 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые