На сцене Театра Луны попробовали современный танец
В Москве в начале июля прошел фестиваль современного танца «Проба No 3», в рамках которого состоялись мастер-классы от топовых хореографов и танцовщиков, танцевальный джем в Парке им. Горького и центральное событие — вечер современной хореографии, собравший на сцене Театра Луны молодых танцовщиков и хореографов из разных уголков нашей страны. Главная цель фестиваля — создать условия для развития и популяризации современного танца в России.
Перед началом танцевальной программы зрителям предложили перформанс — представление, которое происходит в фойе, прямо посреди шума и суеты. Здесь нет ни рампы, отделяющей пространство сцены от зрителей, ни третьего звонка, после которого в зале гаснет свет, и наступает тишина. Чтобы услышать, увидеть, вникнуть в происходящее, надо очень постараться. В этих непростых условиях перформеры показали отрывок из спектакля «Память рода», как мы приходим в этот мир, живем и уходим, становясь частью бесконечной цепочки возрождения жизни. Еще один этюд «Тело слова» продемонстрировал, как пластический танец может рождаться из стихотворного ритма.
Что же такое современный танец? Создателями этого направления называют трех американских танцовщиц начала ХХ века: Лои Фуллер, Айседору Дункан и Рут Сен-Дени, для которых рамки балетной школы оказались слишком тесными. Их поиск творческого самовыражения привел к созданию новых необычных форм в искусстве танца. Они не подражали природе, а воссоединялись с ней, не имитировали волну, а сами превращались в нее, проявляя силу и дыхание моря.
Программа вечера состояла из отдельных номеров, представленных разными коллективами. Первая же композиция «Роза Сахары» задала очень высокую планку. Исполнители Васко Насонов и Ксения Шледингер как будто постепенно наполнялись энергией музыки, и их движения, сначала простые, даже элементарные становились все более разнообразными, сложными, в какой-то момент слились в единое целое, превратившись в нечто совершенное и новое. Это похоже на акт творения новой формы жизни. Если архитектура — это застывшая музыка, то современный пластический танец — это музыка тела в потоке движений. Наши чувства всегда находят отражение в теле: через взгляд выражение лица, позу. При этом порой мы остаемся достаточно скованными. А если убрать эту скованность? Если дать возможность каждой эмоции продолжиться в движении? Если не останавливать тело и дать ему последовать за чувствами? Тогда получится тот самый завораживающий притягательный современный танец, пропитанный духом свободы, возможностью быть собой на 100%, который нам щедро дарили в этот вечер замечательные танцовщики и хореографы. Каждый танец был по-своему интересен, создавал свое настроение, свою философию. Очень впечатлила «Бабочка» Павла Рябова. Ярким завершением программы стал фрагмент спектакля «Частушки», в котором гармонично сосуществуют танцевальный коллектив «ЭТО» и фолкгруппа «Клевер», с живым аккордеоном и ярким народным вокалом.
Один из учредителей фестиваля — Александр Могилев, известный российский хореограф, танцовщик, преподаватель современного танца. Начинал с того, что танцевал на улицах, в подвалах и гаражах, сколотил свою команду. Закончил отделение хореографии Петрозаводского училища культуры и Московский университет культуры и искусств. Затем была учеба в Австрийской консерватории балета. Блестяще выступал на проекте «Танцуй» и завоевал сердца десятков тысяч телезрителей. Соучредителем фестиваля выступила Антонина Игоревна Краснова — хореограф и педагог, доцент кафедры современной хореографии московского государственного института культуры, лауреат Первой премии и Гран-при международного конкурса хореографов в Риге.
Текст: Светлана Уварова
Фото: Сергей Чалый