Журналисты прочитали дневники своего коллеги, попавшего в беду
13 января прошла читка дневников журналиста Новой газеты Али Феруза, задержанного в августе 2017 года и с тех пор находящегося в Центре временного содержания иностранных граждан (ЦВСИГ).
ЦВСИГ — это своеобразная тюрьма для мигрантов. Журналиста Али Феруза (настоящее имя Худоберди Нурматов) держат там, чтобы отправить в Узбекистан, где его ждут заключение, пытки и, вероятно, смерть от рук местных спецслужб. Его коллеги и правозащитники пытаются сделать всё, что в их силах, чтобы этого не случилось.
Европейский суд по правам человека запретил депортацию Али в Узбекистан, но Россия отказалась дать ему гражданство, и гражданское общество борется, чтобы ему позволили уехать в третью страну.
В заключении Али ведёт дневник. Прочитать отрывки этого дневника в Белом зале Театра.doc собрались коллеги-журналисты и друзья. Желающие послушать разместились на стульях, лавках, традиционных для «дока» подушках — мест не хватало, но впустили всех. Для мамы Али Феруза освободили место в первом ряду. Знакомые и друзья Али подходили поздороваться, обняться, поговорить с ней.
Перед умолкшим залом журналисты Новой Газеты, Медиазоны, «Батенька, да вы трансформер», Meduza, moloko plus и члены независимого Профсоюза Журналистов, в работе которого участвовал сам Али, читают слова своего друга, попавшего в беду.
В дневниках Али личные переживания переплетены с наблюдениями за жизнью в заключении. Он говорит о том, что не падать духом очень тяжело, делится трагическими историями других мигрантов, оказавшихся в изоляторе, и бытовыми рассказами, как они с сокамерниками играют в нарды и шашки, а вечерами поют.
Слова Али время от времени прерываются прямой речью читающих: его друзья встают со стульев и говорят от себя, о своём, о том, как жизнь связала их с Али.
Режиссёр читки Зарема Заудинова рассказала, как ей стало по-настоящему страшно, когда она несколько раз просила Али написать письмо к зрителям, но он всё никак не мог этого сделать, а потом сказал: «Зарема, я разучился писать. Я не могу написать письмо, и у меня нет финала». «А сегодня пришла мама Али, Зоя Васильевна, и принесла манты. Я поняла, что пока нет финала, наша борьба ещё не закончена», — говорит Зарема. Оказалось, это была не шутка: через пару минут Зарема вернулась с кастрюлей, ножом и разовыми вилками и пригласила всех желающих присоединиться.
По словам режиссера «дока», сложно избавиться от ощущения, что «весь этот мир превращается в Путина». Но ему противостоит другое ощущение, более сильное, о котором говорит художественный руководитель театра Михаил Угаров, — солидарность.
Солидарность, которая не только показывает, что «не все журналисты ***** (продажные женщины, прим. РБ)», как замечает худрук, но выходит за рамки профессиональной, становится общечеловеческой.
Когда ничего нельзя сделать, чтобы вытащить человека из беды, остаётся говорить (за себя, за него), присутствовать, свидетельствовать, сопереживать, собираться вместе, есть манты.