Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
recenzent
7 лет назад

Неблагозвучия в поэтической речи – cтатья для начинающих авторов и не только

Учение об эстетическом использовании звуков в художественном тексте составляет особый раздел поэтики и называется фоникой (или поэтической фонетикой). Звуки в художественном тексте несут эстетическую, гармонизирующую функцию, звуковые повторы придают стихам мелодичность.

К благозвучию (эвфонии) авторы стремились на протяжении многих веков.
Ещё Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» сформулировал первые «запретительные» правила для поэтов, например, требование избегать сложного сочетания согласных или гласных звуков. Со временем список этих правил расширился.
Итак…
Типичные ошибки звучания делятся на два вида.

  1. Фонетические ошибки (неблагозвучия), которые снижают качество звучания, оставляя неизменным смысл услышанного.

  2. Звукосмысловые (фонологические) ошибки, которые не мешают гладкости прочтения, но искажают смысл. Они встречаются реже.

Сначала о самых частых видах неблагозвучий:

  1. СКОПЛЕНИЕ согласных звуков - разных или одинаковых – в рядом находящихся словах или на стыках слов.

Согласные звуки в принципе не способствуют плавности речи. Звучание слов, состоящих в основном из согласных, становится жёстким, возникает эффект спотыкания, езды по кочкам. Мы это чувствуем и даже в обыденной речи стараемся избегать нагромождений согласных и «разрыхляем» их скопление гласными звуками: «сентябырь», «оркестор», «театор». А иногда мы просто «глотаем» согласные: «агенТство», «соЛнце», «серДце», счасТливый, «здраВствуй, «чуВствовать» и др.

Скопления согласных могут изуродовать даже неплохие стихи.

ЧуВСТВ ВЗДоР – такое даже произнести трудно…
БоГаТСТВ ПРеКРаСНыХ
кануВШиХ В ПРаХ ВРемен – ещё та скороговорка.
СТаВь ВСТык
ГРиБ яДеРный ВВеРГ В уЖас – ГР-ДР-ВРГ – закашляться можно. Кроме того, в строке «передоз» коротких слов, ломающих ритмический рисунок и требующих постановки сверхсхемных ударений.

Если в стихотворение всё-таки нужно ввести артикуляционно неблагозвучное слово, то крайне нежелательно стыковать его с другим словом «труднопроизносимкой».

  1. ЗИЯНИЕ – неблагозвучное скопление гласных (разных или одинаковых).

У Али и у Оли
Пью её я

Животное длинношеее ест листву – здесь сразу и зияние (е-е-е-е) и скопление согласных (еСТ ЛиСТВу).

Чаще всего наблюдается зияние с участием звука «и» («и» - это наиболее употребляемый в стихах союз: многие авторы любят затыкать им «дырки» в строках).

У Марии и Исуса
Мысли и идеи
И их исправить не дано

  1. ЗВУКОВАЯ ТАВТОЛОГИЯ (ТАВТОФОНИЯ) – случайный или вынужденный повтор звуков и звукосочетаний в соседних словах. Этот вид неблагозвучия становится тем заметнее, чем меньше интервал между повторяющимися звуками и чем больше количество повторов.

Позиционная симметрия также влияет на восприятие: наиболее заметны повторы в начале и в конце строки.

ТОЛькО в ТОЛСтОй сумке
Его жалели ПОРОй ПРОхОжие
ПРОтестую ПРОтив ПРОявлений
СТаВь ВСТык

Вид тавтофонии, при котором повторяющиеся звуки стыкуются друг с другом, называется баттология. На слух он воспринимается как заикающаяся речь:

главное ПРавило ПРИ ПРИРучении
чем выше солнце, ТЕМ ТЕМнее дно
говорили ПРО ПРОстуду
КАК АКАции цвет
смог БЫ БЫть БЫлью
устраШаюЩЕ ЩЕрит пасть
зуБР БРодит

Но надо отметить, что бывают исключения, при которых баттология воспринимается как вполне уместный приём:

И воздУХ УХает в груди

– двойное «ух» подчёркивает повторяемость процесса, дополнительно иллюстрирует его.

Следует учитывать, что звучащая речь может несколько отличаться от написанной, и на слух может обнаружиться незаметная визуально тавтофония:

Поговорим ПРО ПРАвительство – (звучит «пра-пра…»)
Сочетания с буквой «л» частенько вызывают ассоциацию с «ой, люли-люли…»:
ЛЮбЛЮ ЛИ иЛИ не ЛЮбЛЮ?
ЛИЛИсь ЛИкующие ЛИвни

  1. НЕУМЕСТНАЯ АЛЛИТЕРАЦИЯ – явление, при котором эмоциональная окраска звучания фразы не соответствует её смыслу.

Скажем сначала о том, что же такое аллитерация и в каком случае её можно считать уместной.

Аллитерация – изобразительное средство фонетики, повторение согласных звуков в словах, помогающее создавать различные звуковые эффекты:

ГРохочет эхо по ГоРам,
Как ГРоМ ГРеМящий по ГРоМаМ

– строки имеют «грозовое» звучание;

в утренней ТиШи ШурШаТ камыШи

– здесь мы не только читаем о шорохе, но и «слышим» его;

СквореЦ выСвиСтывает пеСенку

– аллитерация на «с» имитирует птичий пересвист.

Аллитерацию можно рассматривать как звуковой аккомпанемент авторского замысла. Умелое использование этого приема способно превратить обычное стихотворение в настоящий шедевр.

Вспомним Маяковского:

Били копыта,
Пели будто:
-Гриб.
-Грабь.
-Гроб.
-Груб.

Замечательное звукоподражание!

Прислушайтесь к звучанию строк из «Баллады о брошенном корабле» Высоцкого:

Вот ДыРа у РебРа – Это след от яДРа,
Вот Рубцы от ТаРана и даже
ВиДны шРамы от кРючьев, –
какой-то пиРат Мне ХРебет
пеРебил в абоРДаже.

Киль, как сТаРый неРовный Гитаровый Гриф –
Это бРюхо вспоРол мне КоРалловый Риф.

Раскатистое «р» и его сочетания «др» и «гр» придают агрессивное, грозное звучание этому монологу: мы «слышим» в нём ноты протеста и недовольства, но при этом нас не покидает ощущение силы и мощи лиргероя-корабля – возможно, уже не физической, но внутренней, «душевной», если так можно выразиться.

А вот для выражения «нежнейших чувствований», говоря словами Державина, звук «р» не очень пригоден. Сам Державин написал десять любовных стихотворений, в которых вообще нет это звука. Конечно, это крайность, искусственное ограничение поэтического словаря ни к чему хорошему привести не может, однако повод задуматься он нам дал.
И вот, мы подошли к вопросу о неуместной аллитерации:

Распускает Руки тишина

Для создания нужного эмоционального фона здесь было бы уместно мягкое и спокойное звучание. А мы слышим львиный рык… Да и сам образ неуместно «напористый».

Редко, Редко дует ветеР

Форма не соответствует содержанию: говорится о затишье, а строка вся «трещит»…

И пРиРода в ожиданье сна
Убивает астРы на Рассвете.

Помилуйте, разве можно заснуть под такое грубое рычание, да ещё с мыслями об убийстве?

Иногда аллитерация не создает какого-то особого настроения, но выглядит ненужной и навязчивой, привлекает внимание читателя совсем не к тому фрагменту стихотворения, который, согласно замыслу автора, нуждается в акцентировании.

А сейчас поговорим о погрешностях звучания, которые ведут к деформации смысла. Это – фонологические ошибки:

  1. СДВИГ
    По определению Квятковского, это «акустико-фонетическое явление в художественной речи, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы».

Иначе говоря, при сдвиге рядом стоящие слова или их части прочитываются как новые слова, имеющие другое значение.

В облаке тая (…)
Мой самолет улетает

Что за «вобла Китая»?

Особенно внимательно нужно отслеживать возможные сдвиги в тех случаях, когда стихи пишутся для декламации вслух. Когда перед глазами нет «опоры» в виде текста, мы можем «услышать» бог знает что:

это настоящий пир духа

Или такое безобразие:

И бал ее нежно и страстно
В объятьях гусара кружил…

Иногда сдвиг используется умышленно – для создания комического эффекта:

Вот слова из шутливой песни:

– Постой, родной, не уходи,
Ведь я же с раною в груди!
– Да никуда я не уйду,
Тебя и с раною люблю!

  1. Близка к сдвигу ОМОФОНИЯ – явление, при котором некое слово воспринимается как другое слово, сходное или идентичное по звучанию, но имеющее другой смысл. Особенно часто омофония наблюдается, когда слова отличаются в написании одной буквой, и это различие почти исчезает при произнесении. Так, слова «отвари» и «отвори», «полоскать» и «поласкать», «валы» и «волы» легко можно перепутать на слух.

Омофония часто вызывает комический эффект:

Поймешь ли ты, который сыт всегда,
Что иногда с людьми творит нужда?

Конечно, значение слов здесь понятно из контекста. Но иногда дело обстоит хуже:

Он сыт. Душа его урчит в нирване.

О чём мы подумаем, когда услышим эту строчку? Едва ли о желудке лиргероя…
Иногда новый неожиданный смысл получается настолько неприличным, что может смутить и слушателя, и автора, впервые его обнаружившего:

Подпись датской королевы

– под письдатской королевы.

Ужас ужасный, согласитесь…

Подытоживая сказанное, отмечу, что в деле поэтического творчества нет мелочей. Все нюансы должны быть просчитаны и продуманы, в противном случае поэт рискует в лучшем случае быть «освистанным», в худшем – осмеянным.

С уважением, @migita.

0
126.013 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (18)
Сортировать по:
Сначала старые