Русский Классический Стих и пропуски метрических ударений. Хен Хултквист специально для Журнала Рецензент.
Русский Классический Стих
Начнем мы c самого простого – двухсложных и трехсложных размеров Русского Классического Стиха. Как можно догадаться из названия двухсложный – варианта будет всего два: с ударением на первый слог и с ударением на второй слог. Что же касается трехсложных размеров, то тут будет три варианта ударения: на первый, второй и на третий.
Если стихи написаны двухсложным размером и стопой с первым ударным слогом, то такую стопу или размер принято называть хореем. Если ударный второй слог стопы – ямбом. Что же касается трехсложных размеров, то стопа с первым ударным слогом называется дактилем, со вторым – амфибрахием, а с третьим – анапестом.
Мало, мало в жизни сказок... – хорей.
Декабрь. Пора. Но снега нет... – ямб
Молча сижу, ожидая сигнала... – дактиль.
Я помню звонки и порой тишину... – амфибрахий.
Жду звонка потерявшегося телефона – анапест.
Казалось бы все элементарно и просто, однако деление на стопы редко совпадает с делением на слова, так происходит потому, что стопа не является словесной единицей и является чисто ритмическим понятием.
Пропуски метрических ударений
Если взять большие отрывки русской прозы и сосчитать количество слогов и ударений, то можно заметить, что в среднем в русском языке одно ударение приходится на три слога. Если все время пытаться писать только чистыми ямбами и хореями, то для стихов придется подбирать только короткие слова, что сделает поэтическую речь значительно беднее, чем русский язык, на основе которого она создается. А при употреблении трехсложного слова в двухсложных размерах необходимо будет обязательно подбирать слова с ударением посередине. Такая поэзия будет искусственной.
Ломоносов и Тредиаковский предполагали, что при пропуске метрического ударения в двухсложном размере появляется особая стопа – пиррихий, состоящая из двух безударных слогов и заменяющая собой как стопу хорея, так и ямба.
В вечернем радиоэфире шторм,
и мышца сердца на износе,
сквозь неба порванное решето
из берегов выходит осень.
Здесь пиррихии в первой строчке на слове радиоэфире – достаточно редкий случай употребления двух пиррихиев подряд, а так же во второй, третьей и четвертой строчках.
Статистический метод, использованный в начале 20 века поэтом Андреем Белым, показал, что у всех русских поэтов пиррихии чаще всего попадают на третью стопу. Именно исследования Андрея Белого заложили основы современных представлений о стихе, принятые большинством стиховедов:
Деление на стопы искусственно, их слышно только при специальном скандировании, когда независимо от того, есть ли ударение в слове или нет, мы его ставим в соответствии с ритмической схемой ямба или хорея. Сейчас принято делить стих на сильные места или икты и на слабые места – слоги.
Чтобы не менять и не усложнять традиционные термины, двухсложные и трехсложные размеры по-прежнему называют так же, как и в 18 веке, несмотря на то, что эти обозначения условны.
В следующем посте я постараюсь объяснить, что такое дольник и почему традиционная схема анализа ритма для него не подходит.
Мои предыдущие посты по теории стихосложения:
Какие бывают рифмы в русском стихосложении.
С уважением, @hultqvist.