Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
rextextau
5 лет назад
жизнь

Можно скушать. Путевые заметки с Фестивальной Поляны

 «Да как он смеет!»  

 «Какое гавно пишет…»  

 «Смотрите, какую парашу наваял…» 

 «Враг поэзии!» 

 — эти прекрасные, аргументированные фразы писали и говорили в разное время разные люди про моё поэтическое творчество и меня в качестве поэта. 

К — критика. 

Однако. С некоторого момента стало насрать, опубликует ли меня какой-нибудь условный журнал «Воздух»,  пройду ли отбор на конкурс / литфестиваль / etc и что скажет любой  мастистый литературный эксперт (ругают почему-то в большинстве  самарские, а столичным в большинстве почему-то нравится). 

Потому что стихи у меня, с..ка, сбываются

Не исследовал — так оно у всех, у некоторых, или вообще только в моём офигительном отдельно взятом случае: мол, я избранный, и мне срочно следует надеть синий обтягивающий костюм с жёлтым номером «13» на спине. 

Кадр из известно какой игры. Геймеры поймут. 

Без разницы. 

Что конкретно имею в виду. 

Была у меня любимая книга в детстве: «Джельсомино в стране лжецов», Джанни Родари. Сказочка. И в этой сказке один особенно любимый персонаж — художник по имени Бананито.  

Бананито обладал самой настоящей суперспособностью — его рисунки оживали, «проявлялись в реальности», становились настоящими. 

Джанни Родари смотрит поверх тебя, будто ты просто оживший рисунок Бананито. 

Сам рисую... не очень. А вот стихи пишу, несмотря на каловые массы, летящие со стороны критиков, видимо, хорошо. 

С чего я это взял? 

С того, что они — эти тексты — начинают «проявляться в реальности». 

Приведу пример. Летом 2003 года, находясь в подростково-пессимистичном  настрое с претензией на философское декадентство, и написал вот это: 

Улица моей Свободы
Нарисована на бумаге,
По вонючим сточным водам
Гарцует конный патруль;
Не горят светофоры,
Лишь дорожные знаки
Укрывая город,
Качаются на ветру… 

И вот, спустя 15 лет, снимаю в Москве квартиру. Точнее, в подмосковье. 

Тут нужно пояснить. За все годы, которые я сталкивался с арендой  коммерческой и жилой недвижимости, убедился в том, что 100% работает  одно важное правило: 

«Недвижимость сдавать и снимать только по знакомству. Тогда всё тип-топ

Все исключения очень хорошо помню — это были кидки, скандалы и обиды. 

Есть нюанс. Подобный подход сильно сужает количество вариантов и поле  выбора. Но опыт моей жизни вынуждал строго придерживаться именно его. 

Так вот. Идёт 2019 год, я в Москве — достаточно долго, чтобы снимать  жильё. И, как по заказу, приходит отличный, недорогой вариант от  знакомых. 

На улице Свободы. «Та-а-ак» — думаю я. 

Кроме этого, в этой самой квартире (как потом оказалось) есть одна  большая проблема. Сточные воды. На улице регулярно раздаётся отчётливое,  гулкое водосточное амбрэ. 

И вот, стоя у окна, которое временами лучше не открывать, в этой самой «свободной» квартире — внезапно осознаю и понимаю что я и когда написал. 

Твоюжмать! 

Одно дело — когда просто смотришь фильм «Секрет», и совсем другое — когда начинаешь наблюдать его действие в реальной жизни. 

Можно объяснить этот эффект с помощью когнитивной психологии и  нейробиологии. Можно уподобить современный стих (особенно при  декламировании) архаичному «магическому заклинанию». 

Можно просто пойти по логике вещей, и предположить, что когда пишется и  читается стихотворный текст, в него втягивается много эмоций,  вдохновения — читай энергии и внимания. И потом эти «инвестиции» просто  дают дивиденды. 

Суть не в этом. Суть в том, что я в определённый момент чётко осознал, что запах сточных вод из квартиры на улице Свободы «напрограммировал» сам.

А если уж действительно выбирать, где в Москве и МО жить — это  какое-нибудь кристально чистое Одинцово. Или внутримкадье.  Соответственно, мне эта «вонючесвободная» стихотворная «программа» не  нужна, и пора как-то от неё избавиться.  

Но как?  

«Рукописи не горят» 

 — М. Булгаков, "Мастер и маргарита" 

На тот момент далеко не в первый раз отследил и понял, что сбываются написанные в моих поэтических текстах вещи. 

Я пробовал их раньше просто стереть, забыть, «развидеть». Не работало. 

Стоило только «удалить» — даже просто из памяти компьютера — какую-либо  программу-стих, это приводило к обратному эффекту — она как бы всплывала  из глубины восприятия на поверхность, начиная, как навязчивая мелодия,  плотно забивать эфир и ещё прочнее впечатываться в мозг.  «Активироваться». 

Причём «пакетное удаление» не помогало — естественно, пробовал рукописенегорение и так обхитрить. Части «пакета» начинали по очереди, с некоторой задержкой и довольно неожиданно — но всплывать. 

Поэтому я сел, и стих дописал. Поправил некоторые моменты, которые мне не нравились. Добавил то, чего бы мне хотелось. 

И, буквально через полтора месяца, с квартиры на улице Свободы съехал.  Быстро и даже для себя немного неожиданно. Обстоятельства сложились. 

Это один, маленький пример. Но суть вы поняли. 

В моей жизни, благодаря разным практикам, роду и стилю моих занятий и встрече с Пламенем, начали заметно сплетаться сон и явь. А, значит, наяву начали вылезать рождённые сном разума чудовища. 

Стихи из меня заструились, к сожалению, в далёком отрочестве-юности,  были тогда неосознанной и довольно депрессивной попыткой сублимации,  смешанной с наивным самоосознанием. Ну, как детские книжки из серии «Я  познаю мир», только в 1000 раз короче и с рифмой.  

Всё это помножилось на подростковое желание выпендриться. 

Что уж и говорить, в качестве «заклинаний» такие тексты были скорее невольными, неосознаваемыми — а потому довольно хитрыми проклятиями. 

Причём много. Одних только стихотворных текстов триста с гаком. 

По моим наблюдениям, прозу в плане «самосбывающегося самопророчества» можно практически не принимать в расчёт — то ли я (к радости) хреновый прозаик, то ли «заклинание» лучше, когда короткое, эмоциональное и в рифму. 

Да, знаю, верлибр тоже жанр, но, я думаю, вы поняли. 

И вот, представьте себе, что, например, в компьютере одновременно запущено 300+ программ, которые занимают процессорное время, обращаются к  диску, используют оперативную память… И, что самое важное, часто не то,  чтобы не полезны — а делают работу вредную, разрушительную и  деконструктивную. «Вирусы». Которые при этом ещё и друг с другом иногда  конфликтуют, и тогда вообще чёрт знает что. 

Когда с этим всем столкнулся во весь рост, прошло первое «а-ааа-ааа!»,  была набрана некоторая статистика и догадки сменились уверенностью —  конечно, начал стихотворные тексты доделывать и переписывать. 

Но это дало неожиданно большую нагрузку. 

Казалось бы — посидел, стишок пописал. Ну пусть переписал старый. Чего тут? 

 По факту же к такому переписыванию было довольно сложно подойти —  объяснимо включалось прокрастинирование. Объяснимо потому, что этот  нехитрый на вид процесс включал изменения в таких глубоких, сильных и «залипших» психических слоях, что после такой «арт-терапии» приходилось долго отдыхать, настраиваться на новое своё состояние.  

Приходить в себя, но уже нового себя. Иногда это занимало по нескольку дней. 

Что хорошо — в целом, конечно, не было такого, мол — что получится-не  получится. Поэзия вместо чего-то сакрального ощутилась и стала ремеслом. 

«Кто-нибудь может представить себе слесаря, у которого не собирается автомобиль или пожарного, у которого не тушится пожар.» 

 — цит. по LiveJournal: Два капитана «копроэкономика». 

Если было вдохновение — это, конечно, здорово всё облегчало. Но вдохновение было не всегда. 

Иногда даже ставил стихотворные «костыли», «заплатки» — как в программном коде — когда времени/сил в обрез, а чётко понимаешь — «дырку» закрыть надо, потому что через неё они и сливаются.  

«Стихотворный говнокод». 

Ремесло это оказалось эффективным, насущным, мощным — но очень уж в плане внутренних и внешних ресурсов «затратным».  

Поправить одну программу — это подготовка, восстановление,  собственно правка. А их сотни. Тут и фактор времени, да и если просто  редактировать их последовательно, одна за одной, большую часть времени я  буду проводить лёжа на диване в процессе внутреннней перестройки. 

А диван стоит в комнате. Комната в квартире. За квартиру надо платить.  

Итого, понял — нужна батарейка. А лучше — розетка. В контексте города, «в лоб», задача решалась непростительно медленно. Т.е. практически не решалась. 

И такой розеткой стала природа, а имено Фестивальная Поляна. 

«Фестивальная Поляна» — это сравнительно новое название. Изначально, это, конечно — поляна Грушинская (в честь Грушина Валерия).  И, хронологически, первым из цепи мероприятий, проходящих здесь каждое  лето — Грушинский Фестиваль. Именно на него я и отправился. 

Тысячи людей десятилетиями собираются здесь, и исполняют стихи под  музыку (что называется песнями). На природе, в самых разных жанрах —  чаще авторские, бардовские вещи. Как на разных «официальных» сценах, так  и просто сидя у костра. Многообразия здесь хватает — есть даже бард-рэп  :) (спасибо Васе Уриевскому).  

Видимо, именно такая «розетка» — контекст и место для подпитки — и была  самой оптимальной. По крайней мере, приехав сюда — понял: я там, где  надо. 

 Люди приезжают с палатками и живут в лесу, играя и слушая музыку. Всё гениальное — просто. 

 Много людей. Это — даже не основная сцена. 

 Некоторые — приходят сюда на яхтах. Оборудована удобная «парковка». 

 Размещаются — с шЫком. Кто во что горазд. 

 Иные — поскромнее, но с бОльшим юмором. 

 С юмором вообще здесь нормально. 

С самовыражением — тоже. 

Вообще, Грушинский фест похож на наш ответ Чемберлену BurningMan'у, который был дан задолго до самого вопроса. Конечно, с местным колоритом. 

 Хотите покататься на воздушном шаре в ночи? Да пожалуйста! 

Ночью фестивальная жизнь продложается. И дело не только в кострах, рядом с которыми так приятно. 

Вовсю работают ночные сцены. 

Ночью продолжает работать огромное количество «едален», кафе и баров. Выпить можно не только кофе. 

Долгое время, к сожалению (а для кого-то к счастью), Грушинский являлся  фестивалем с ярко выраженной алко-культурой. Следы этого — повсюду. 

Просто предупреждение. 

Варенью многие на Груше предпочитают алкоголь. 

Да, на фестивальной территории вполне реально встретить настоящего, а не только нарисованного ежа. 

Что радует — всё чаще на Груше можно услышать утришское «доброе утро!»  в любое время дня и ночи. В фестивальной атмосфере начало чувствоваться  некое постепенное всеобщее просветление, а не только повод  «набухаться». 

Здесь, как говорил герой князя Мышкина: 

«…и так прёт. Наяву. Без всякого компота.»  

 — х/ф «Даун Хаус»

Можно «затриповать» просто от вида на протоку, где паркуются яхты. 

А на краю лесной дороги вполне можно увидеть вот такие картины. И  другого разного арта, который, как правило выставляет и предлагает  непосредственно автор. Нет, покупать не обязательно хотя можно. 

 Можно впитать в себя простор и чистое небо. 

Можно — лесные тропы. 

А можно песчаные волжские пляжи на близлежащем острове (на который ведёт удобный мост). 

Что касается острова. Фестивальная Поляна вполне открыта для посещений в  нефестивальное время. Чем мы с друзьями не переминули воспользоваться,  встав лагерем с палатками на этом острове ещё на пять дней (привет  братьям Якуниным). Сам фестиваль — объяснимо, приятно — но несколько  отвлекал. 

Когда это — твой вид из окна. Грушинский остров. Ну и до Волги — 20 метров. 

Такой формат — это больше общение с природой, нежели с человечиной. 

Но и с ребятами пообщался отлично. Когда сидишь вокруг костра, всплывает  много историй. Особенно, когда все участники лагеря — психоаналитики :) 

Что главное: природная подпитка и творческий настрой места — сработали. 

Переписал несколько старых стихотворных «спеллов», выведя их из режима  «проклятия» в режим «баффа». Развернув, так сказать, на 180 градусов. 

Чтоб вы понимали — про «Улицу Свободы» это было далеко не самое  жёсткое. Были тексты, которые не давали набрать вес, склоняли к  бессоннице, страхам, насильственной смерти, разрушали дружбу,  «утяжеляли» жизнь, склоняли к ошибкам, сбивали чувство времени. Список  далеко не полон. 

Был такой удивительно иллюстративный фильм — «Ночной дозор», где главная  героиня прокляла сама себя. Сильно. И это проклятие показали в виде  воронки: 

Воронка «самопроклятия». Кадр из фильма. 

На момент приезда на Грушинскую поляну, этих стихотворных воронок-проклятий вертелось больше ста, и они хреначили просто во все места. 

После «МетаФеста», завершающего фестивальную историю — их осталось около  восьмидесяти, причём на большую часть из них уже наложены кое-какие  словесные «заплатки» — или они хотя бы просто затронуты вниманием. 

И теперь я вполне могу править одну «стихотворную программу» раз в день-два. И при этом остаются время и силы на другие дела. 

Да, о «Метафесте». Это — завершающее, финальное событие сезона на Фестивальной Поляне. И, на мой взгляд, самое лучшее. 

Лучший дизайн. 

Сцены не такие людные — но и музыка на них непопсовая. Как по мне, более лучше грушинской. 

На сценах, особенно вечерних — буйство цвета и звука.  

В этом году очень успешно запустили электронные ночные сцены. Фестиваль перетекает в open. 

Впрочем, чтобы делать музыку — сцена необязательна. Вполне можно сыграть и спеть так. 

Даже узоры потрескавшейся на солнце земли — это своего рода музыка. 

С самовыражением на «Мете» тоже всё нормально. В лагере вполне можно встретить индейский тотем. 

А вместо ленты некоторые предпочитают обозначать лагерь связанными друг с другом лифами. 

Алкогольная культура здесь тоже «проскакивает». Но как-то более цивильно, чем на грушинском. 

Вообще, можно на 20 метров отойти от лагеря и набрать всё для душистого травяного чаю. Если уж пить. 

Здесь многое — получилось. Спасибо атмосфере, природе, людям и музыке этого места!

 P.S. Название, как вы, очень надеюсь, поняли — это отсылка к знаменитой  детской загадке про лампочку: «висит груша — нельзя скушать». И,  конечно, Фестивальный Парк известен именно по «Груше», «покушать» которую у меня тоже получилось.  

жизньискусствопутешествиямузыкапоэзия
10
14.709 GOLOS
На Golos с June 2018
Комментарии (0)
Сортировать по:
Сначала старые