Цены в СССР/ Полонский фарфор
Мои походы в гости часто теперь начинаются со слов “а нет ли у вас…” и почти всегда слышу в ответ “есть”. То немногое, что осталось в память из родительского дома, часто стоит в уголке какого-нибудь шкафа. Люди выросли рядом с этими вещами, они - часть нашего прошлого, очевидно, и нас самих.
В доме моих друзей и спрашивать не пришлось - фарфоровые фигурки замечательно уживаются у них с книгами в большом шкафу. Хозяйке они достались в память о доме, хотя дом этот был почти на колёсах. Отец, кадровый офицер, немало сменил мест службы и такие вещицы, осевшие в быту, часто напоминают о конкретном месте жительства.
Смотрю, три статуэтки из коллекции одного завода, Полонского, что находился в Хмельницкой области. Ну, вот, думаю, и повод вспомнить историю ещё одного, некогда известного у нас предприятия.
История Полонского фарфорового завода начинается в 80-х годах XIX века, когда в местечке Полонное было открыто месторождение каолина.
Каоли́н — глина белого цвета, она же белая глина, состоящая из минерала каолинита. Слово каолин происходит от китайского топонима Гаолин (“высокие горы”), местности юго-восточной провинции Китая Цзянси, где впервые был обнаружен каолин. Образуется при разрушении (выветривании) гранитов, гнейсов и других горных пород, содержащих полевые шпаты.
Вскоре рядом с месторождением открылись и новые артели по изготовлению фарфоровых и фаянсовых изделий. Одним из таких предприятий было небольшое кустарное предприятие в селе Горошки. В ассортименте производства значились цветочные горшки, кашпо, статуэтки. Всё это расписывалось восточными орнаментами, мало того, за образцы мастера брали мейсенский фарфор (мейсен - марка немецкого фарфора).
Хозяин завода частенько разъезжал тогда по местным ярмаркам в поисках образцов народных игрушек и самобытных орнаментов, тем самым сохраняя национальный местный колорит. И, видимо, не зря - изделия его завода пользовались спросом не только на Волыни и в Полонье, но и по всей России.
Пережив тяжёлые годы гражданской войны, предприятие заработало вновь лишь в 30-е годы. Тогда, вместо привычного ассортимента, было налажено производство фарфоровой чайной посуды. В последующие годы работа производств была остановлена войной, завод разрушен и вновь восстановлен лишь к 1947 году.
Генеральная реконструкция завода, проведённая в 60-70- е годы, вывело производство на качественно новый уровень: появился корпус с участком первого обжига, вместо горнов были построены скоростные автоматические печи.
С приходом на завод профессиональных самобытных художников появилась и галерея новых художественных образов, выполненных в технике подглазурной росписи.
Среди ста семидесяти наименований изделий Полонского завода художественной керамики много уникальных вещей в ярком национальном стиле. С этой точки зрения особенно интересны для отечественных и зарубежных коллекционеров статуэтки, выпущенные в Полонном в 1950-1970 годы.
Фарфоровая статуэтка "Девушка с коромыслом" (60-70-е гг.), высота 14 см.
(скульптор Бобик Н.Ф., художник Шуляк Т.Н.)
Оригинальная цена 3-10 руб.
Цена на винтажных аукционах сегодня 1600 -1700 рублей.
Фарфоровая статуэтка " Русский танец с балалайкой" (60-70-е гг.), высота 16 см.
(скульптор Бобик Н.Ф., художник Шуляк Т.Н.)
Оригинальная цена 3-55 руб.
Цена винтажных аукционов сегодня 1500-1700 рублей.
Фарфоровая статуэтка " Майская ночь" (60-70-е гг.), высота 27,5 см.
Автор: О. Л. Жникруп
Оригинальная цена 7-50 руб.
Цена винтажных аукционов сегодня 2200 - 2500 рублей