"Вот и Весна, и Венера идёт..."
Весна (Primavera) - работа итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли описывается, как одна из самых известных, но и как самая противоречивая из его картин.
Сандро Боттичелли. Примавера
Создание ее уверенно датировалось концом 70-х или самым началом 80-х годов XV века, хотя происхождение картины ставит в тупик исследователей творчества художника. В течении многих месяцев этого периода Боттичелли отсутствовал в Риме, он всецело был поглащён работой в Сикстинской капелле. Мнение о времени создания Примаверы было несколько изменено после изучения описи коллекции Лоренцо Медичи, сделанной в 1498 году, возможно, картина была написана в самом конце XV века. Предположительно полотно было заказано кем то из членов семьи Медичи в качестве свадебного подарка.
На полотне изображены фигуры классической мифологии, как и сам мифический сад. Но, если вдуматься, нет ни единой истории, которая хоть как то бы объединяла эту группу персонажей. Большинство исследователей сходятся во мнении, что на картине изображена аллегория. Веяния неоплатонизма (увлечение древностью) эпохи Возрождения здесь явно присутствуют. Эти взгляды были настолько популярны в те годы, что ими были увлечены все образованные интеллектуалы Флоренции.
Флора. Фрагмент картины
Изображение сюжетов классической мифологии в таких масштабах - беспрецедентное явление для той эпохи. Такого в искусстве не встречалось со времён древности. Примавера - не просто аллегория, картина отражает глубокое знание литературы и философии.
Боттичелли хоть и был образованным человеком, но его познаний, по мнению критиков, было явно недостаточно, чтобы так глубоко погрузиться в замысел композиции мифических образов. Существует мнение, что к участию в работе над полотном имели отношение Полициано и Марсилио Фичино (последователи неоплатонизма и ключевые фигуры при дворе Медичи).
Один из основных замыслов этой работы - воплощение идеи торжества Весны, как обновления Мира. В сюжете представлены шесть женских фигур и две мужские с амуром, витающим в кронах апельсиновой рощи. Вся композиция картины построена справа налево.
Зефир и Хлорис. Фрагмент картины
Мартовский западный ветер Зефир дует на землю. Он, мифический бог, похитил некогда нимфу Хлорис и женился на ней. Она превратилась в божество, став богиней Весны - вечным носителем жизни. Поэтому на картине фигура нимфы перекрывает Флору, ведь в итоге она ей и становится. Ветер приносит тепло и буйное цветение, возглавляемое Венерой, богиней апреля. Вместе с Меркурием, сыном плеяды Майи и богом месяца мая, они разгоняют облака к началу лета. Кроме этого, Меркурий ещё и охранник сада, что объясняется его внешностью, в частности, военным платьем и снаряжением. Сама Венера, управительница сада, стоит под миртовым кустом, ведь по одной из версий, родившись из пены морской, богиня укрылась листвой миртового дерева. На полотне художника Венера выступает также богиней брака: она одета, волосы ее покрыты, - именно так должна была появляться замужняя женщина на публике.
Далее на полотне три грации, они традиционно сопровождают Венеру. В классическом искусстве их было принято изображать группой, где они стоят, взявшись за руки. Невинность, Красота и Любовь, как и другая их трактовка - воплощение чувственных удовольствий, наверняка была известна художнику. Философия неоплатонизма представляла Венеру правительницей, как земной любви, так и божественной, утверждая, что она - эквивалент Деве Марии. Собственно, на картине она и выглядит словно в обрамлении алтарной обстановки, парящей над всей группой фигур.
Возможно поэтому существует версия, что правая часть картины трактуется, как аллегорическая сцена чувственной любви, левая представляется любовью к ближнему, а центральная фигура Венеры олицетворяет Божественную любовь. Есть и такая версия, согласно которой сюжет Примаверы представляет дорогу по земному Раю: приход, сам путь по Раю и исход в небесную Обитель.
Три грации Примаверы. Фрагмент картины
Апельсиновая роща на полотне Боттичелли - это Сад Гесперидов, откуда Гераклом были украдены “золотые яблоки”, которые затем появились на суде Париса.
Именно апельсины греки называли так, считая их большой экзотикой.
На картине исследователи насчитали более пятисот видов цветов. Они написаны с такой точностью, что их можно принять за фотографию, как например, цветок немецкого ириса справа в нижнем углу картины.
Среди экзотических версий сюжета существуют и те, что утверждают: в полотне скрыто послание. Некоторые исследователи восемь фигур композиции рассматривают как ноты, начиная с Зефира - “до” и так, вплоть до Меркурия, который соответствует новой ноте “до”, но октавой выше. Другая версия утверждает, что каждому персонажу на картине соответствует свой город, как, например, Флоренции - Флора.
Достоверно известно лишь то, что первым источником вдохновения для Боттичелли был отрывок из Лукреция, откуда и появились его первые персонажи:
Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ним
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким...
источники