Тенденции развития Римского скульптурного портрета в период Ранней Империи. Часть четвертая. Портрет эпохи Траяна
Несколько месяцев не обновлял ветку по теме римского культурного портрета. Пришло время это исправить, тем более, что у меня появилось время и настроение. В предыдущем посте по теме я поделился материалами по эпохе Флавиев. В общем, продолжаю помаленьку публиковать материалы своих студенческих лет, надеюсь, вам понравится!
Правление Траяна стало переломным для Римской империи. Его завоевательные войны были последней попыткой спасти империю от внутреннего разложения.
В этот период появляются первые признаки неуверенности и тревоги. В поисках опоры общество обращается к эпохе «доблестной Республики», «простым нравам предков», в том числе, её эстетическим идеалам. Возникает реакция против «разлагающего» греческого влияния.
В портрете этого периода заметен резкий разрыв с традициями предыдущей эпохи. Портретисты стремятся подражать четкости и строгости республиканских портретов, но не могут воспроизвести их непосредственность и свежесть; зато им удается создать свой собственный портретный стиль - холодный и лишенный эмоциональности, но целостный и выразительный.
Тем не менее, идеализированные портреты императора также создаются. Портреты второй половины его правления намного более героизированы.
Характерный стиль исполнения: моделировка лица широкими, мало расчлененными плоскостями с резкой графической передачей деталей. Исполнение волос - неглубоко вырезанные четкие линии, обозначающие пряди. Резкая графическая передача морщин, четкий рисунок век и губ. Во второй половины правления Траяна начинают опять возвращаться элементы пластической лепки формы, исчезает сухость. В конце правления Траяна сложится новая форма большого бюста (грудь и руки пониже плеч), которая в эту эпоху будет использоваться только в его портретах, а в следующий, адриановский период, получит широкое распространение.
Большой интерес представляют женские портреты эпохи Траяна, позволяющие особенно четко проследить различие между искусством этого времени и предшествующим, флавиевским, с мягкой моделировкой поверхности, преобладанием скульптурной лепки над графическим рисунком и живописной игрой светотени.
Например, в собрании Эрмитажа находится бюст пожилой женщины с некрасивым лицом, прорезанным складками, идущими от углов носа и рта и с маленькими, широко расставленными глазками. Пышная прическа, несмотря на всю жесткость трактовки, мало подходит к этому исполненному в характерном для траяновских портретов сухом и жестком стиле лицу.
P.S. В следующем выпуске поделюсь материалом по скульптурному портрету эпохи Адриана. В планах, когда закончу ветку по этой теме, начать ветку по искусству вазописцев Древней Греции, благо, материала у меня в избытке, да и тема реально интересная. На самом деле, хочется начать ее досрочно, так что если тебе, дорогой читатель, будет интересно, напиши в комментарии, я начну новую ветку параллельно текущей;)