Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
semargl
7 лет назад

Славянский языческий пантеон: Род и рожаницы.

Самой загадочной и мало изученной фигурой среди славянских языческих богов является Род. Идол Рода не присутствовал в пантеоне созданном князем Владимиром в Киеве в 980 году. Мало того, он даже не упоминался в "Повести Временных лет". В связи с чем многие историки отвели ему роль мелкого семейного божка связанного с культом предков, а то и вовсе превратили его в домового. Часть же историков в своих исследованиях предпочла и вовсе обойти стороной это божество или лишь коснуться его вскользь. Так кем же все таки является Род, великим и грозным богом древних славян или все же мелким семейным божком?

(с)

В славянских языках и в частности в русском присутствует большое количество слов, корнем которых является род: Родина, родственники, народ, природа, родник и пр. Уже только это обстоятельство может указывать на то, что роль Рода была гораздо шире нежели семейный культ предков. То есть Род мог быть связан и с природой в целом, и с водой - родник, и объединять не только отдельную семью, но и целый народ. 

К сожалению никаких письменных источников описывающих культ Рода, да и не только его, до нас не дошло. Но не все так безнадежно как на первый взгляд кажется. Если обратить внимание на более поздние церковные произведения XII-XIV веков порицающие поклонение языческим идолам, которым народ продолжал поклоняться и несколько веков спустя после принятия христианства в 988 году. Такие как "Слово святого Григория, изобретено в толцех о том, како первое погани суще языци кланялися идолом и требы им клали; то и ныне творят", "Слово Исайи пророка" или "Беседы Козьмы Пресвитера" и прочие, то можно заметить такую тенденцию, что культ того же Перуна, Симаргла или Даждьбога со временем исчезают вовсе и не упоминаются в более поздних текстах. Другой вопрос обстоит с Родом и всегда сопровождающих его роженицах. Практически во всех этих текстах упоминается Род, мало того, он противопоставляется христианскому богу и отождествляется с античными богами, Зевсом, Ваалом и Осирисом. Бог есть всему творец, а не Род. Сомнительно что мелкого божка или вовсе домового средневековые церковные книжники бы противопоставляли самому Господу и Иисусу Христу. То есть по всей видимости, славяне чтили Рода не как семейного божка, а скорее как творца всего сущего.

Так почему же Рода не было в княжеском пантеоне, а при заключении договоров воины клялись Перуну, а купцы Велесу, но не Роду. Профессор Рыбаков Б.А. выдвинул на счет этого интересную теорию. Род был общенародным богом, отцом богов и творцом всего сущего и таким и оставался на протяжении многих веков, даже после принятия христианства на Руси. Перун же, Даждьбог и прочие были выдвинуты на передний план с усилением княжеской власти. То есть князь со своими воинами творцу Роду предпочел конкретного и грозного горомовержца Перуна. Этим кстати, можно объяснить быстрое исчезновение культа Перуна после Крещения Руси и долгожительство Рода. Перуну поклонялась в основном властная прослойка Руси, то есть князья и воины, которые первыми приняли крещение и перестали молиться старым богам. А Роду поклонялся простой народ, который больше всего противился христианизации и поэтому культ Рода, конечно в уже сильно искаженном варианте, но все же дожил до XVI века.

Рассматривая культ Рода, нельзя не коснуться постоянных его сопровождающих - рожаниц. Культ рожаниц появился еще во времена палеолита. У многих народов Сибири существуют легенды о двух полуженщинах - полулосихах или полуоленихах, владычицах мира, дающих жизнь всему живому. С переходом человечества от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, культ рожаниц переносится на земледельческую основу. Плодородная земля ассоциируется с плодовитой женщиной, прорастающее семя - с рождением ребенка, а дождь - со вскармливанием грудью. Подобный сюжет прослеживается на тирпольских ритуальных сосудах, где изображалось две пары женских грудей. 

Вероятно изначально рожаницы были самостоятельными богинями, однако со временем патриархальный Род вышел на первый план, а рожаницы остались его вечными спутницами.

Спасибо за внимание!

  ________________________________________________

 

НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДПИСАТЬСЯ НА МОЙ БЛОГ!

5
0.009 GOLOS
На Golos с November 2017
Комментарии (9)
Сортировать по:
Сначала старые