ДЕЙМОН НАЙТ: ГЕРОЙ, СРЕДА, СИТУАЦИЯ, ЭМОЦИЯ
Герой, среда, ситуация, эмоция
История может начинаться из любой вершины. Например, в рассказе «Not with a Bang» я начал с ситуации – человек приговорен к смерти. И эмоции, и герой есть, но они приходят позже. В рассказе «Stranger Station» я начал с героя – стареющего почтальона, у которого есть тайна.
Даже если вы начинаете с абстрактной идеи, ее нужно привязать к герою, ситуации, среде или эмоции.
Представим: сирота нашел заряженный пистолет. Что дальше?
Сделайте список вещей, который могут произойти. Например: сирота может ограбить алкогольный магазин, убить кого-нибудь, убить себя, выбросить оружие.
Теперь зачеркните все четыре варианта, постарайтесь придумать пятый – неочевидное решение. Например: он отдает оружие другому.
Хорошо. Кому? Возможно, женщине, которая терпит насилие со стороны мужа-маньяка. Так история приобретает эмоциональный заряд. Если концовка не вызывает у вас сильных эмоций, значит, что-то с историей не так. Тогда постарайтесь придумать шестой или седьмой варианты.
План рассказа содержит в себе три предпосылки: действие происходит в городе, у героя нет семьи (он сирота) и работы, иначе он не рыскал бы по мусорным бакам. Обратите внимание, что эта информация присутствует в сюжете, но не проговаривается открыто.
Предположим, что место действия – маленький городок. Представьте себе этот городок и вашего героя в нем. Где он спит? Каков ландшафт городка? Продумайте один день из жизни героя: какие места он посещает? с кем встречается? Знаком ли он уже с женщиной и ее жестоким мужем? Допустим, нет. Тогда он незаметно наблюдает за их жизнью. Может быть, он снимает комнату в том же доме, что и они, и каждый день видит/слышит, как муж избивает жену. Почему он вмешивается? И, кстати, раз он может позволить себе снять квартиру, то почему роется в мусорном баке, где находит оружие?
Тема
Я настоятельно не рекомендую начинать с темы. Обычно, если писатель начинает с темы, то она подавляет весь остальной рассказ. Тогда становится очевидно, что герои действуют не сами по себе, а «работают» на автора, делая только то, что он им говорит.
Да, конечно, герои подчинены авторскому замыслу, но хороший писатель может заставить читателей на время забыть об этом.
Многие критики, начиная с Аристотеля, уверяют, что цель литературы – учить людей, давать им модели для поведения. Мне кажется, это слишком ограниченный взгляд. Конечно, поступки персонажей любого произведения можно оценить как правильные и неправильные. На для меня самые интересные рассказы – те, в которых герои неоднозначны.
Смысл
Дать определение смыслу не так уж легко. Я говорю о некоем неуловимом качестве, которое пронизывает все произведение и не может быть отделено от него. Смысл дарит читателю чувство озарения и даже откровения. Не следует пытать смысл с темой. Тему можно сформулировать в одном предложении, а смысл нет. Тема – это то, что лежит на поверхности текста, тогда как смысл прячется от пристального взгляда.
В юности я написал кучу забавных рассказов, в которых по сути не было никакого смысла. Тогда мне еще нечего было сказать читателю про жизнь моих героев, потому что я ничего не знал про свою собственную жизнь. Если ты молодой писатель, и слово «смысл» ничего тебе не говорит, то ничего страшного. Может быть, с возрастом все изменится, а если нет – не беда. Наслаждайся жизнью и пиши себе в удовольствие.
Подразумеваемый договор
Между автором и читателем существует что-то вроде договора, суть которого можно сформулировать так: отдай мне свое время и деньги, и взамен я покажу, каково это быть:
· охотником в лесу
· первооткрывателем в марсианской пустыне
· молодой девушкой, влюбившейся в мужчину намного старше ее
· умирающим от рака пациентом
Печальная правда жизни заключается в том, что у многих из нас есть психологические проблемы. Художественная литература позволяет нам взглянуть на мир глазами другого человека и убежать от себя в мир вымысла. Правда, по условиям негласного договора, автор не может сказать читателю: Прочти эту книгу, она взбодрит тебя. Но он может сказать: Прочти этот рассказ, он захватит и развлечет тебя и благодаря этому взбодрит.
Помни, что никакой закон не дает тебе права заставлять других читать твои книги. Тебя и читателя связывает нечто вроде сделки: за труд читателю полагается вознаграждение. (Компенсация, как сказал бы юрист).
Деймон Найт (1922—2002)
Писатель, издатель, критик научной фантастики. Активный член научно-фантастического фандома в Америке. Руководитель многих семинаров по творческому письму. В 1956 году вместе с писателями Джеймсом Блишем и Джудит Меррил основал ежегодную Милфордскую конференцию для писателей-фантастов, из которой позже вырос регулярный семинар для авторов в Клэрионе. Одни из идеологов и основателей Американской ассоциации писателей-фантастов (был первым президентов ассоциации в 1965—67 годах).
Лауреат премии «Хьюго» за сборник критики «Во поисках чуда» («In Search for Wonder», 1956). В 1975 году получил премию «Пилигрим» («Pilgrim Award») от Ассоциации исследователей научной фантастики (Science Fiction Research Association) за вклад в изучение жанра. Автор популярного руководства для начинающих писателей («Creating Short Fiction», 1981), фрагменты из которого мы публикуем.
Материал взят с сайта: http://bf.sistema.ru/futuretense/materials/