Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
shkiper
8 лет назад

Москва - Астрахань - Москва, гранд-круиз 2007 года - II

Хмурым июлбским утром выходим в Волгу. С берега нас встречает В. И. Ленин в виде памятника. Памятник И. В. Сталину был разобран во время хрущевской "оттепели" на волне борьбы со сталинизмом и культом личности. Вообще эта борьба в свое время по ущербу, нанесенному архитектурному облику канала, в чем то даже сравнима с тем ущербом, который канал получил в годы Великой Отечественной Войны. Капитальные строения сохранились, а вот многие украшения... Увы, если в России с чем-то начинают бороться, то "под нож" идет все что надо и не надо.
Памятник И. В. Ленину на левом берегу канала у берега ночует "Коралл"


Пожалуй единственное здание канала, не несущее никакой смысловой нагрузки - здание маяка

Выходим в Волгу. Хотя если быть более точным - то ту часть пути которую мы проделали утром - по руслу канала - в какой-то степени можно тоже считать Волгой, несмотря на искуственность русла. Дело в том, что в отличии от того же Волго-Донского канала, где канализированная часть ограничивается шлюзами, то тут Волжский край канала выходит сразу в реку - канал вытекает (именно вытекает а не впадает) из Иваньковского водохранилища, образованного плотиной Иваньковской ГЭС, так же построенной в годы строительства канала. У нее двойное назначение - она питает электроэнергией сооружения канала, а также поднимает уровень волжской воды. Течение воды в канале идет к Москве и создается цепью насосных станций - это сделано для обводнения рек Москвы и далее - Оки. Но все же главная задача канала - водоснабжение Москвы. Без канала наша столица банально "засохнет"


альтернативные источники энергии пусть медленно, но приходят из научных лабораторий на грешную землю


стоим в Иваньковском шлюзе

а вот и "Карл Маркс" - его и ждали. Теперь собственно начинается процесс шлюзования - спускаемся на 12,5 метров. Но по подведомственной территории ФГУП "Канал им. Москвы" нам еще идти до Рыбинска - водоразделом с нижегородскими путейцами будет Рыбинская ГЭС, она же "граница" Верхней и Средней Волги.


включен зеленый свет - путь на Большую Волгу открыт


Широкая дороженька,
Березками обставлена,
Далеко протянулася,
Песчана и глуха.
По сторонам дороженьки
Идут холмы пологие
С полями, с сенокосами,
А чаще с неудобною,
Заброшенной землей;
Стоят деревни старые,
Стоят деревни новые,
У речек, у прудов...


почетный эскорт ... в кильватере - Карл Маркс


путейский катер вытащили на берег - видимо идет ремонт корпуса


Догоняем "Рихарда Зорге"


навстречу нам идет "Боцман" - капитально переделанный катер типа "Ярославец"


переход ЛЭП через Волгу


Мост у с. Кочеватово, Чуть ниже по течению - несколько крупных остров - за ними - Калязин


Волгарь-13 с баржей, груженой песком - до кризиса еще два года, пока строительство в Москве идет полным ходом.


а вот и землечерпалка, под погрузкой - Окский-54


Калязин, колокольня и радиотелескоп

Радиотелескоп РТ-64(ТНА-1500) является частью центра космической свзяи. Диаметр рефлектора - 64 метра. Таких радиотелескопов два - один в Калязине и второй - под Москвой, расположен в поселении Медвеже-Озерское Щелковского района Москвоской области. Радиотелескопы синхронизированны между собой. В 2010 году на радиотелескопе произошел пожар, в результате чего пострадала как сама антена, так и часть оборудования.
Дуга, совершаемая антеной (источник)


Радиотелескоп находится в пяти километрах от города, на охраняемой территории. Но ввиду исполинских габаритов его видно издалека


Калязинская колокольня

Никольский собор - кафедральный собор Никольского монастыря - был построен в 1800 году. В 30-е годы собор, как и старая часть города оказались в зоне затопления водохранилищем Углической ГЭС. Собор был разобран, а колокольню трогать не стали - она всегда служила отличным навигационным оринтиром. В конце 60-х годов колокольня начала разрушаться. И что бы недопустить разрушения, в 70-е годы вокруг колокольни был намыт остров (он занимает как раз всю старую площадь Калязина). В настоящее время колокольня является одной из достопримечательностей Калязина - сооружен причал. В 2007 году на колокольне была отслужена торжественная литургия. И теперь о самом Калязине. Районный центр Калязинского района Тверской области. Население - 13700 человек.Калязин возник на месте поселения, упоминаемого еще в двенадцатом веке. По сути город возник рядом с Троицким Макарьевым Калязинским монастрем (чуть ниже мы узнаем о монастыре в весьма интересном ракурсе). Этот монастырь в начале своего "Хождения за три моря" посетил в 1466 году Афанасий Никитин. Поселение росло и вконце XVII века Подмонастырская (находящаяся под стенами Троицкого монастыря), Никольская (ставшая по сути центром города) и село Пирогово стали единой Калязинской слободой. В 1775 году Екатерина II своим указом закрепила за городом статус уездного. Здесь также надо упомянуть - о каком Макарии идет речь. Троицкий монастырь был устроен чаяниями бывшего боярина Матвея Кожина, прянявшего в Кашинском монастыре постриг с именем Макарий. Поселился он недалеко от поседения Никола на Жабне (собственнно оно и есть "предок" современного Калязина). А монастырь был устроен на земле, пожертвованой боярином Иваном Колягой (считаетя что от его фамилии город и получил свое имя). В последствии Макарий вновь удалился в Кашинский монастырь, где и находился в монашеском послушании до конца дней своих. После его смерти рака с мощами Преподобного была перенесена в Калязинский Троицкий монастырь. О другом Преподобном Макарии - Желтоводском и Унженском - мы скажем чуть позже, когда будем проходить по Нижегородской области. Город находился на берегу Волги, что во многом обуславливало его процветающее положение - Калязинская ярмарка по своему размаху могла даже поспорить с нижегородской. В городе развиваются промыслы, традиционные для Верхней Волги - валяльное, кружевное, ткацкое. Насчет кружев и тканей ничего сказатьне могу, а валяльная фабрика пока еще жива. И несмотря на то, что валенки востребованя до сих пор - фабрика находится в бедственном положении. Упоминается Калязин и в весьма интересном литературном памятнике допетровских времен - Калязинской челобитной. Говоря современным языком - это попытка скинуть настоятеля, который решил монахам мал-мала прикрутить нового настоятеля, который прикрыл братии все вольности.
Список с челобитные, какова подана в 185(1677 - прим. составителя) году Калязина манастыря от крылошан
на архимандрита Гавриила в его неисправном житии слово в слово преосвященному Симеону,
архиепископу Тверскому и Кашинскому

Великому господину преосвященному архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом богомольцы твои, Колязина монастыря крылошаня, черной дьякон Дамаско с товарыщами.
Жалоба, государь, нам, богомольцам твоим, того же Колязина монастыря, на архимарита Гавриила. Живет он, архимарит, не гораздо, забыл страх Божий и иноческое обещание и досаждает нам, богомольцам твоим. Научил он, архимарит, понамарей плутов в колокола не во время звонить и в доски колотить, и оне, плуты понамари, ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, и три доски исколотили, шесть колокол розбили, в день и ночью нам, богомольцом твоим, покою нет.
Да он же, архимарит, приказал старцу Уару в полночь з дубиною по кельям ходить, в двери колотить, нашу братью будить, велит часто к церкве ходить. А мы, богомольцы твои, в то время круг ведра с пивом без порток в кельях сидим, около ведра ходя, правило говорим, не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить, не то, что к церкве часто ходить и в книги говорить. А как он, архимарит, старца к нам присылает, и мы, богомольцы твои, то все покидаем, ис келей вон выбегаем.
Да он же, архимарит, монастырскую казну не бережет, ладану да свечь много прижог. А монастырские слуги, теша обычай архимаричей, на уголье сожгли четыре овина. И он, архимарит, во уголье ладан насыпает и по церкви иконы кадит, и тем он иконы запылил и кадило закоптил, и нам, богомольцам твоим, от того очи выело, горло засадило.
Да он же, архимарит, приказал в воротах с шелепом стоять кривому старцу Фалалею, нас, богомольцев твоих, за ворота не пустить, и в слободу не велит сходить, и скотья двора присмотрить, чтоб телят в хлев загнать и кур в подполье посажать, благословение коровнице подать.
Да он же, архимарит, приехав в Колязин, почал монастырской чин разорять, пьяных старых всех разганял, и чють он, архимарит, монастырь не запустошил: некому впредь заводу заводить, чтоб пива наварить и медом насытить, и на достальные деньги вина прикупить и помянуть умерших старых пьяных. И про то, государь, разорение известно стало на Москве началным людям, и скоро по всем монастырем и кружалом смотр учинили, и после смотру лучших бражников сыскали — стараго подьячего Сулима да с Покровки без грамоты попа Колотилу, и в Колязин монастырь для образца их наскоро послали, и начальныя люди им приказали, чтобы они делом не плошали, а лучшия бы ковтаны с плечь сложили, а монастырского бы чину не теряли, а ремесла своего не скрывали, иных бы пить научили и нашу бы братью, крылошан, с любовию в монаст[ы]рь к себе приимали, и едину б мысль смышляли: как бы казне прибыль учинить, а себе в мошну не копить и рубашки б с себя пропить, потому что легче будет ходить. А если бы нам, богомольцам твоим, власти не мешали и волю бы нам подали, и мы б колокола отвязали да в Кашин на вино променяли: лутче бы спать не мешали.
Да он же, архимарит, проторно живет, в праздник и в будень нашу братью кует. Да он же об нас батоги приламал и шелепы прирвал, и тем казне поруху учинил, а себе он корысти не учинил.
Да в прошлом, государь, годе весна была красна, пенка росла толста. И мы, богомольцы твои, радев дому святому, меж собою присоветовали, что ис тое пенки свить веревки долги да толсты, чем ис погребов ночью бочки с пивом волочить да по крылоским кельям возить, а у келей бы двери завалить, чтоб будильника не пустить, не мешали б нам пива пить, а к церкве б нам не ходить. А как мы пиво допьем, так и к церкве скоро пойдем. И он, архимарит, догадался, нашего челобитья убоялся, приказал пенку в веревки свивать да вчетверо загибать, да на короткие палки навязать, а велел их шелепами называть, а слугам приказал высоко подымать, а на нас, богомольцев твоих, тежело опущать, а сам, стоя, конархает и нам, богомольцам твоим, лежа, и кричать не поспеть, потому что за плечми телу нужно, а под шелепами лежать душно. И мы, богомольцы твои, от тое его, архимаритовы, налоги поневоле в церковь ходим и по книгам чтем и поем. И за то он нам ясти не дает, а заутреню и обедню не едчи поем, и от тое мы изморы скоро помрем.
Да он же, архимарит, великой пост вновь завел земныя поклоны, а в наших крылоских уставах того не написано. Написано сице: по утру рано, за три часа до дни, в чесноковик звонить, за старыми остатки «часы» говорит, а «блаженна» ведре над вчерашним пивом, на шесть ковшов, «слава и ныне», до свету на печь спать.
Да он же, архимарит, нам, богомольцам твоим, изгоню чинит: когда ясти прикажет, а на стол поставят репу пареную да ретку вяленую, кисель з братом да посконная каша на вязовой лошке, шти мартовские, а в братины квас надевают да на стол поставляют. А нам, богомольцам твоим, и так не сладко: ретка да хрен, да чашник старец Ефрем. По нашему слову ходил, лучши бы было для постных же дней вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях да ушка стерляжья, трои бы пироги да двои блины, одне бы с маслом, а другие с медом, пшонная бы каша да кисель с патокою, да пиво б подделное мартовское, да переварной бы мед. И у него, архимарита, на то и смыслу нет: у нас, знающих людей, не спросится, сам во нраве своем один живет, а з горя один хлеб жует, весь мед перекис, а сам воду пьет. И мы, богомольцы твои, тому дивимся, что у нашего архимарита вдруг ума не стало: мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем. И мы, богомольцы твои, архимариту говорили и добра доводили, и к пиву приводили, и часто ему говорили: будет, архимарит, хочешь у нас в Колязине подоле побыть и с нами, крылошаны, в совете пожить, и себе большую честь получить, и ты б почаще пива варил да святую братию почаще поил, пореже бы в церковь ходил, а нас бы не томил. И он, архимарит, родом ростовец, а нравом поморец, умомо колмогорец, на хлеб на соль каргополец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, а сам не смыслит, мало с нами пьет да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метиолными комлями да ременными плетями, и та нам у него была честь ведра во всю спину ровна, и кожа с плечь сползла.
А коли мы, богомольцы твои, за правилом к вечеру утрудимся, до полуночи у пивного ведра засидимся и на утро встать не можем, где клобук с мантиею, не вспомним, и тогда мы немножко умедлим и к девятой песни поспеем, а иные к росходному началу. И он, архимарит, монашескому житию не навычен, крылоское правило и всенощное пиво ни во что вменяет, за то нас не смысля, крепко смиряет. А Колязина обитель немалая: после мору осталося старых лет запасов по подлавечью в хлебне — стулья да чепи, в мукосейне — по спицам шелепы да плети да сита частыя, в караулне, под лавки — снопы батогов, в кузнице по грядкам — кандалы да замки. У нас, богомольцев твоих, от слез очи мятутся, а за плечами кожи вертятся, и ночью не спится. И мы, богомольцы твои, тому дивимся, что он, архимарит, по се время в Колязине живет, а по нашему пить не учится, а нашу братью бить горазд. Не лучше ли ему плыть от нас: на его место у нас много будет охочих великого смыслу. И на пусте жить не станем, и в анбаре простору прибавим: рожь да ячмень в солоды обростим да пива наварим, брашки насидим, а чево не станет, и мы вина накупим, учнем крестьяны нарежать колокола отвязать, и велим в Кашин провозжать да на вино променять, а так они ж нам много зла учинили, от пива отлучили и нищими всех нарядили. А как мы архимандрита избудем и доброго добудем, который горазд лежа вино да пиво пить, а к церкве бы пореже ходил и нас бы, богомольцев твоих, почаще на погреб посылал, учнем радеть, а ему, архимариту, добра хотеть, а монастырю прибыль чинить, вино в чарки наливать да старое пиво допивать, а молодое затирать, и иное станем на дрожжи наливать, да тогда и к церкви пойдем, когда вино да пиво допьем. В колокола не будем звонить, а на погреб и без звону в полночь готовы ходить; ладану да свечь не будем жечь, пиво да вино и с лучиною пьем; уголью и смети не будут, ризы да книги вынесем в сушило, церковь замкнем, а печать в лупки обогнем, пономарей вышлем в слободу жить, а прикажем им почаще ходить да вино нам подносить, да велим им звонить с недели на неделю в год по одножды.
Милостивый великий господин преосвященный Семион, архиепископ Тверской и Кашинский, пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в колоколах да в чепях весом, что он ис колокол много меди иззвонил и с чепей много железа перебил, кладучи на нас, богомольцев твоих, а в уголье мерою, колоты да доски числом, и в той утерной казне отчот дать и свой милостивой указ учинить, чтоб наши виновати не были, потому что ему, архимариту, безчестье немалое, а платить нам нечем: крылоские люди живут небогато, а нажитку у себя имеют только лошка да плошка. А буде ему, архимариту, впредь мы надобны не будем, и мы, богомольцы твои, ударим об угол плошку да покладем в мешок лошки, да возмем в руки посошки, пойдем из монастыря по дорожке в ыной монастырь, где вино да пиво найдем, тут и жить начнем, пиво да вино допьем, и в иной монастырь пойдем и поживем по разсмотрению с похмелья да с тоски да с третьей брани и великия кручины; в Калязин монастырь зайдем погулять в житницах и в погребах и во всех монастырских службах в правду совершенно до смерти, буде есть у чего быть, по-прежнему в Колязине монастыре жить неотходно начнем.Смилуйся, пожалуй!

Текст "Челобитной" взят тут
Что ответил Симеон братии - неизвестно. И как на такое отреогировал архимандрит - за давностью лет тоже сказать трудно. А челобитная стала памятником русского письма, хотя правильней сказать - служебного документооборота XVII века. Считается, что приведенный выше текст - список уже петровских времен, так как разбит на абзацы согласно указу Петра I от 1723 года, регламентирующего "как доношения и челобитные писать по пунктам". Едем дальше.


По берегам появляются православные новострои.


центр Калязина


В здании этой церкви находится Калязинский краеведческий музей


дворцы соседствуют с трущебами


под вечер немного проясняется, а нас таки обогнал "Карл Маркс"

0
400.559 GOLOS
На Golos с February 2017
Комментарии (2)
Сортировать по:
Сначала старые