📖 11 Сентября. Грани для Веры
11 сентября – богатый день на события в истории. Мы намеренно не будем спекулировать темой, которая сегодня у всех на устах, но отдаем дань памяти жертвам.
Сегодня мы поговорим об изобретении, плотно вошедшем в национальное сознание, породившем тысячи мемов, выработавшем привычки, и человеке, который является его автором.
Вера Игнатьевна Мухина родилась в 1889 году в Латвии в семье богатого купца Игнатия Кузьмича Мухина. Да, как ни странно, маленькому народу есть, чем гордиться. Хотя... Судя по имени... Нет, нечем гордиться маленькому народу. А, не, у них музыкальный фестиваль есть в Юрмале с Игорем Крутым и Филиппом Киркоровым.
Года с момента рождения не прошло, как от чахотки умерла ее мать. Отец, опасаясь за здоровье дочек, отправил их в Крым (в ту пору тоже бывший нашим). Поскольку семья была обеспеченной, девочку с младых ногтей учили иностранным языкам, музицированию и самому главному – живописи. Видимо, живопись так понравилась молодой Вере, что она избрала ее своим путем. Да и искусство вообще. В возрасте 14 лет у нее умер и папа, и пришлось переезжать в Москву.
Мухина обучалась живописи (ну, уроки ИЗО в школе, ну, вы помните) у именитых мастеров своего дела, а благодаря состоянию семьи еще и провела несколько лет жизни в Париже, где перенимала опыт местных художников.
В Москву вернулась в 1914 году, аккурат под начало Первой мировой войны. Вера была не лыком шита – записалась на курсы медсестер и стала помогать Родине в военном госпитале. Просто представьте себе этих ваших инстаграм-влогинь, которые способны на такое сегодня.
После войны Мухина с энтузиазмом взялась за работу на благо служения революции и начала делать памятники, которые должны были пробудить гражданское чувство в новых советских людях согласно плану Ленинской Монументальной пропаганды. Интересный парадокс – выходец из купеческого класса прославлял идеи государства рабочих и крестьян.
Кроме того, талантливый человек талантлив во всем. Нет, Вера не умела виртуозно плеваться через дырочку между зубами. Зато она получала Гран-При в Париже за коллекции элегантной женской одежды задолго до этих ваших Ив Сен-Лоранов и Лабутенов.
Время шло, авторитет Веры Игнатьевны рос. Ей доверили скульптуру, которая бы украшала советский павильон на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Мухина справилась с задачей блестяще – Рабочий и Колхозница, вздымая над головой серп и молот, освещаемые лучами солнца, несли в мир энергетику коммунизма. Что, наш Юный Друг-нигилист, плесенью и ватниками запахло? Считаешь, что разбираешься в искусстве лучше нас? А вот Пабло Пикассо (которому, разумеется, далеко до этих ваших современных дизайнеров) восторженно отзывался о скульптуре, постя очередную фотку в инстаграм. Или как тогда свои мысли доносили? Короче, вот его слова: "Как прекрасны советские гиганты на фоне парижского неба!". После выставки скульптуру перевезли в Москву, где установили на ВДНХ. Со временем, она стала одним из символов Москвы и даже одной киностудии. А какой – скажет только внимательный читатель.
А вот 11 сентября 1943 года произошло поистине эпохальное событие. Заводом в Гусь-Хрустальном был выпущен граненый стакан. Руку к которому также приложила Мухина. Да-да, граненый стакан и раньше был известен и ценим на том же флоте – за счет граней далеко не укатится при качке. Но по слухам, Мухина разработала его каноничный дизайн о 16 гранях. Такой стакан был прочнее обычного, его удобно было использовать в общепите.
Он был дешев в производстве, и алкоголики страны с удовольствием заимствовали его из столовых, автоматов с газировкой и прочих доступных мест. Сегодня его плавно вытеснил пластиковый стакан, однако, есть в этом что-то бездуховное – чокаться водкой без характерного "дзинь".
Спонсор нашей сегодняшней статьи (было-бы неплохо!) – водка "Путинка". Упивайся величием империи.
Каждый день мы рассказываем про исторические факты простым языком!
Подписывайтесь на нас, ставьте лайки, нам важна обратная связь с Вами (кликаем по названию):
Facebook Instagram Telegram Youtube (скоро...)
Все наши истории на golos.io