Фильм "Оно" или о психопатологиях описанных Стивеном Кингом. 50/50
Недавно все же решился сходить на новую экранизацию романа Стивена Кинга "Оно". К сожалению я так и не прочел роман, однако я шел с ожиданиями увидеть горазд большее, чем фильм ужасов. И не ошибся. Из тех его книг, я раз за разом поражался тому как глубоко ему даются описания личностей главных героев, но еще больше их психопатологии.
Психологическое знание многогранно, и психологическое знание в искусстве - одно из относительно самодостаточных его форм. Главный критерий его достоверности - узнаваемость, типичность и целостность описания каких-либо психологических явлений: характеров, психологических проблем, чувств. Если вы можете узнать себя или других в описанном, если это вас трогает и помогает выразить в слове то, что происходит у вас внутри, значит автор хорошо владеет этим видом психологического знания. Что уж говорить о Великом Стивене Кинге! Так тонко играть на "струнах душевных страхов" может далеко не каждый.
(картинка взята с сайта: https://triboona.ru/russia/14341-ono-prihodit-nochyu-film-2017-otzyvy-o-filme-stoit-li-idti.html)
"Сумасшествие" героев фильма
Профессия накладывает свой отпечаток, и даже когда ты сидишь в кино то волей не волей пытаешься все анализировать, иногда такое "расчленение" (а анализ это именно расчленение чего-то на его элементы) помогает не так уж сильно бояться. Так вот, по мере развертывания сюжета я натыкался на психопатологические моменты в личности каждого из персонажей. У кого-то они бросались в глаза, у кого-то были менее заметны. И вот, мне захотелось представить то, что я отыскал.
(картинка взята с сайта: http://kg-portal.ru/comments/67107-stivenu-kingu-ozhidaemo-ponravilsja-film-ono/p_2/)
Поехали...! (ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!)
Главный "хулиган" фильма (Генри Бауэрс) - антисоциальная психопатия
(картинка взята с сайта: http://habinfo.ru/predpremera-filma-ono-v-habarovske/)
С самого начала...простой школьный хулиган, но позже этот персонаж поражает своей жестокостью. Точнее именно поражает, поскольку он именно "терроризирует" местных ребят, стремится запугать их. Его агрессия громкая, ужасающая.....жестокая и показная.
Патология
Ярко присутствует стремление "унижать", а такое часто присутствует у людей униженных. У жестоких детей часто есть родители, которые уже дома унижают их самих. Часто им с самого детства дают послания "ты - гавно/ ты- слабак/ ты - ничтожество". И что бы не ощущать себя таким слабаком, ничтожеством эти люди начинают яростно делать то, что должны опровергнуть это! Они как бы всем своим поведением "спорят" в "внутренними родителями" (их родители ужо могут быть давно мертвы, но их голос их головы не выкинешь), пытаются доказать, что они НЕ БОЯТСЯ, ОНИ НЕ НИЧТОЖЕСТВА.
Думаю он даже вряд ли боялся попасть в тюрьму за свои действия, а скорее боялся, что все могут разглядеть в нем этого "униженного и запуганного мальчика".
(кадр из пиратки фильма)
И конечно же - жестокость к животным.
"Что бы не чувствовать свою слабость я должен быть сильным и всячески это доказывать".
Но именно эти "глубинные убеждения" о себе являются их главными слабостями......Мои догадки подтвердились:
- В первый раз, когда я увидел сильный страх перед своим отцом ("когда тот потерял отцовский нож"). Когда же "команда неудачников" дала ему отпор он почувствовал свою слабость и страх...он оцепенел.
- Во второй раз непосредственно - когда отец публично унизил и запугал его стреляя ему в ноги.
Убийство отца было попыткой избавиться от страха.
Если говорить прямо этот герой не есть чистая иллюстрация антисоциальной психопатии. Однако в целом вполне пойдет.
Симбиоз матери и ребенка
Юмор одного из команды "неудачников" начинал было раздражать шутками про "мамашу" другого члена команды (Эдди Каспбрака). Но вскоре прояснились особенности его жизни с мамой. Это была довольно полная женщина, с растрепанными волосами, судя по всему давно запустившая себя.
(кадр из пиратки Оно)
Она довольно сильно старалась контролировать своего сына и требовала "публичного" (перед друзьями) выражения любви к себе. Хотя, такое довольно часто случается. И таблетки....я так и не понял от чего именно лечился ее сын (и он вряд ли тоже это понимал), но почти каждый день она собирала ему ящичек с таблетками (сын демонстрировал явные признаки ипохондрии - это когда вы постоянно от чего-то лечитесь и боитесь заболеть....обычно чем-то смертельным и неизлечимым).
(картинка взята с сайта: https://m.pikabu.ru/story/verblyudipokhondrik_4592414)
По ходу фильма эта "забота-лечение" приобретала все более абсурдные формы. Сын же в свою очередь постоянно разговаривал о разных опасностях, инфекциях, СПИДе. Главным его страхом был страх заражения. В конце концов его мать вообще запретила ему общаться с друзьями с посылом "это грязные и опасные люди".
Патология:
Довольно распространенный типаж, который нельзя рассматривать "по одиночке". Чаще всего это два и более человека которых плотно скрепляет чья-либо "болезнь". В разных вариантах:
(картинка взята с сайта: http://worldrecovery.ru/rodstvennikam.html)
Когда "больной" манипулирует своей болезнью. Жена начинает болеть, что бы привлечь внимание мужа, что бы тот не бросал ее. Обычно она и мужа находит такого, на которого можно давить жалостью. "Пока я болею, ты меня не бросишь". В фильме это звучало как "Я не могу, от этого у мамы обязательно случится аневризма....". Давление на стыд, совесть, жалость....
Когда из кого-то делают "больного". То, что мы видели в фильме. Убедить ребенка, что он болен и весь мир - зараза, поэтому нужно держаться "за мамочку".
Ближе к концу спадает ширма "домашней тиранши" и проступает сильный страх "быть покинутой", ибо сын, весьма вероятно был единственной отдушиной, человеком, которому она была нужна.
В таких семьях дети часто всю жизнь остаются при своих родителях. А те, в свою очередь стараются, что бы их чадо не прельстилось радостями этого мира. Заставляя его держаться в страхе перед опасностями ожидающими за пределами родительского дома.
Семейное сексуальное рабство
(кадр из пиратки Оно)
Беверли Марш - девушка о которой с самого начала фильма говорят гнусное, плохое ("шлюха"). В ее поведении прослеживается что-то манящее и провоцирующее. Иногда можно даже поверить, что все, что о ней говорится - правда.
Вот она приходит к себе домой, где ее поджидает отец. Он тоже довольно двусмысленно разговаривает с ней "ты ведь моя", ощущается какой-то сексуальный подтекст....не насилует ли он свою дочь часом?
Виден ее страх перед ним, а когда она стрижет в приступе злости волосы - "попытка сделать себя менее привлекательной для него??"
Вроде бы явно сексуальных действий нет, но есть напряжение, которое подразумевает это "ты общалась с этими мальчишками, а ведь ты только моя". А с ее стороны - отвращение, гнев.
Патология
(картинка взята с сайта: http://1ul.ru/city_online/proishestviya/news/_v_ulyanovske_za_seksualnoe_nasilie_nad_29letney_zhenshchinoy_arestovan_mestnyy_zhitel/)
Тоже явление, встречающееся с определенной периодичностью. Я ничего не имею против отцов - одиночек, говорю предельно честно. Однако иногда случается так, что на место матери, которая может отсутствовать в семье по разным причинам "женой" становится дочь. Под словом "жена" я понимаю некую роль, женщину с которой:
- мужчина чаще всего общается.
- которая заботится о нем.
- которая дает ему сексуальное общение.
И если в некоторых семьях дочь и отец могут заботиться друг о друге, поддерживать, то в других между ними (при отсутствии, а иногда и присутствии жены) складываются отношения с сексуальным подтекстом, а иногда и попросту сексуальные отношения.
Дочери (кровные или приемные) в этом случае попадают в сложную ситуацию. им может даже нравиться такое внимание и ласка, однако одновременно может присутствовать чувства чего-то неправильного. Да и потом, если это даже прекращается общение как "отец и дочь" после "любовник-любовница" построить очень сложно.
(видео взято из пиратки Оно)
Почему Беверли так не любили и распространяли о ней слухи?
Дело в том, что если в семейном общении постоянно присутствует "сексуальный подтекст", то ребенок усваивает (неосознанно), что так и надо вести себя с другими людьми. Родители - первое общество, на котором тренируется общение.
Поведение Беверли было таким, соблазняющим и оттого и могло казаться, что вероятно, она действительно порочна.
Психогенное заикание и ременисценция
Главный герой - Билл Денбро потерял своего младшего брата и уже целый год питает надежды найти его. Все говорят ему, что его брат - мертв. Но уверенность, что его брат живой не дает ему покоя и побуждает его на разные действия, опасные поиски не смотря на страх....
В конце концов он приходит к тому, что его брат мертв и для того что бы признать это он сам "убивает его". После этого приходит осознание, герой рыдает над плащом брата.
(кадр из пиратки Оно)
Патология:
Существует такая штука как реминисценция. Это патология нашей памяти которая часто лежит в основе некоторых психических расстройств.
Ее суть - человек не может признать некоторые события которые с ним произошли, часто это сильная травма. Но главное - его подсознание помнит об этом и напоминает ему через какие-либо действия.
Пример:
"Девушка, мать которой умерла более 3 дней назад продолжает ухаживать за трупом. Когда же ее оттаскивают она в палате во сне все так же продолжает ухаживать за кем-то. Встает посреди ночи и начинает делать все то же, что делала рядом с матерью. И так каждую ночь. Она все еще думает, что ее мать жива, она не помнит этого события. Она перестала это делать только после того как врачам все же удалось убедить ее, что мать мертва".
У главного героя не было галлюцинаций, однако при особо тяжелых случаях человек действительно всю жизнь может "гоняться за злобными клоунами" только бы не сталкиваться с реальностью и фактами.
(картинка взята с сайта: http://itc.ua/articles/it-ono/)
То же самое и с сыном мясника Майклом Хенлоном - навязчивые воспоминания о пожаре.
Еще интересен момент с заиканием. Из фильма можно понять, что оно не было обусловлено какими-то физиологическими причинами. И в конце он смог побороть его.
Причина заикания - "психогенна" (вызвана психологическими причинами).
Обычно это происходит так:
- Человек тревожится и при сильной тревоге может происходить спазм мышц, отвечающих за "плавную речь".
- В дальнейшем человек (обычно это тревожные люди) начинает стесняться своего заикания и пытается контролировать произнесение каждого слова.
- Наша речь - это навык, который не требует внимание, но когда мы обращаем на него внимание он может....нарушаться. Вспомните, иногда то, что вы делаете на автомате может быть попросту не воспроизводимо сознательно (как в случае с Исинбаевой - как только она начала задумываться о прыжке он перестал у нее получаться) или ("сороконожку как-то спросили с какой она ноги начинает движение, она стала думать и запуталась в своих ногах").
Но если происходит что-то, что позволяет ему отвлечься от контроля за произнесения слов, то он может перестать заикаться. Как это и случилось в фильме.
Завершение
Разумеется, описанные случаи не всегда можно назвать патологическими, где-то это лишь признаки чего-то нездорового, а где-то и открытая патология. В любом случае фильм всегда является выжимкой из глубокого описания, которое скорее всего было в книге. А перечисленные случаи психопатологии - это лишь то, что мне удалось найти, вероятно в книге куда более богатый материал для размышлений.
(картинка взята с сайта: http://m.my.mail.ru/community/stephenkingsfuns/4E060A6489F0440F.html)
Уважаемые читатели подписывайтесь на мой блог, в нем вас ждет много нового и интересного.
Текст написан эксклюзивно для проекта ГОЛОС.
Автор: Чулошников Алексей.