Как Михаила Боярского на съёмках с лошади уронили
Режиссёры костюмированных музыкальных фильмов очень любили снимать Михаила Боярского. Причем чуть ли не с самого начала его актёрской карьеры. Судите сами: Кот Матвей, Волк, конокрад Федор, Теодоро, д'Артаньян, гусар Налимов, Де Брильи, Чёрный Джек, Фернан Мондего, Дон Сезар де Базан
Вот о случае на съёмках последнего - "Дон Сезар де Базан" - мы с вами и поговорим. Фильм был не сильно насыщен трюками. Основной упор в нём был сделан на музыкальную составляющую. Но тем не менее они там были. В том числе и конные. Ну сами понимаеете - XVII век. Кареты, всадники, все дела. И для съёмки именно этих трюков привлекли объединенную конную группу конюшен Ленинградского зоопарка и учхоза ЛСХИ "Пушкинское". Постановщиком же был привлечён Михаил Вадимович Воробьёв
Ну а самым тяжёлым моментом в съёмках был классический для многих приключенческих фильмов прыжок главного героя с крыши в седло лошади. Это, если вы помните фильм, было после беседы Сезара с королём и когда открылось кто есть кто. Пока его не схватили, ему надо было по быстрому слинять из охотничьего домика короля. Герой Михаила Боярского перепрыгивает с башни на крышу, а с этой крыши в седло и был таков
Этот прыжок было решено снимать двумя кадрами. В первом каскадёр прыгает с крыши в кучу поролоновых подушек, которые загорожены от камеры той самой лошадью.
А второй кадр уже точное попадание главного героя в седло лошади. И тут уже должен был обязательно сниматься актёр - Боярский
Задача состояла в следущем: актер стоит ногами на седле, лошадь держит коновод, после комадны "мотор", коновод убегает из кадра, а актер соскальзывает в седло, разворачивает лошадь и скачет от камеры вглубь кадра. Вот только лошадь не мотоцикл, одна она стоять не собиралась. Но в то, что это может плохо кончиться, Воробьёва слушать не стали.
И вот лошадь поставлена в кадр, Михаил Боярский стоит на седле, поднятыми руками придерживаясь за тонкую ветку дерева.
"Камера! мотор!", держащая лошадь ассистентка, отпустив повод, убегает из кадра. Вот только лошадь, как и предполагал постановщик решила последовать за ней. Всего один шаг, но этого достаточно. Абсолютно не ожидавший такого подвоха Боярский, потеряв равновесие, гремя шпагой и шпорами, вместе с обломившейся веткой летит вниз, на бетонные плиты дорожки. Немую сцену прервал голос из группы зрителей, стоящих за невысокой оградой: "Вроде недолго летел, а сколько всего успел сказать!"
Вот тогда и вспомнили о постановщике конных сцен. Он наблюдал за этой сценой из кареты, стоящей неподалеку И к нему тут же был направлен помощник режиссера: "Миша, Вы что-то предлагали, Ян Борисович просит Вас подойти". Ну что же, так будет проще, не надо никого переубеждать и ничего доказывать. Вот только Боярскому от этого не легче
Вот как он вспоминал эту съёмку:
"У меня всегда был с собой маленький радиоприемничек "Юнга": всю ночь ждать, пока начнем снимать кино, скучно, а до плееров еще далеко.
И вот "дубль два": Сезар стоит на седле, держась за ветку, Ирина - перед Беспримерной, повод закинут на гвоздь, вбитый в дерево с противоположной от камеры стороны.
На приемничке я нахожу какую-то громкую музыку, и, прибавив громкость до предела, переключаю диапазон. Радио замолкает. Завернувшись в плащ-накидку присаживаюсь на корточки перед лошадью, ниже края кадра.
"Камера, мотор, начали". Ирина отбегает, одновременно я переключаю диапазон обратно, приемник взвывает у самых копыт. Беспримерная вздрагивает и замирает от неожиданности. Замирает на секунду, но этого хватает. Я откатываюсь в кусты, Дон привычно соскальзывает в седло и, сдернув с гвоздика повод, скачет вдоль стены. "Спасибо, снято". Если приглядеться, то из-под "испанского" вальтрапа все же видна задняя лука современного спортивного седла"
Использованы кадры из т/ф "Дон Сезар де Базан", реж. Ян Фрид, Ленфильм, 1989 год
и воспоминания постановщика трюков Михаила Вадимовича Воробьёва
Пост также был опубликован в моём ЖЖ-блоге Позитив из Города Солнца - https://dubikvit.livejournal.com/630263.html