И снова про "Электрические сны Филипа Дика" [50\50]
Несколько дней назад я, пардон за штамп, разразился гневной речью в адрес сериала по рассказам Дика, любимого моего философа, наркомана и человека. В том посте я не поскупился на сарказм и всякое такое. Теперь жалею об этом, поскольку упустил из вида маленькую деталь: даже в "горизонтальных" сериалах с неразрывным действием разные серии снимаются разными режиссерами. Что уж говорить об "альманахе", состоящем из отдельных, никак не связанных историй.
Мне очень не понравились первые две серии, но вчера мне приспичило посмотреть третью. И - о, боже! Это же совсем другое дело! Это же Филип Дик, настоящий, родной!
(скриншот - @solips)
Третья серия под названием "The Commuter" снята по рассказу "Проездной билет". Как часто бывает у Дика, сама история незатейлива, да и не особо-то важна. Важно другое: вот живет-поживает простой человек, работа - дом - работа - дом, все у него скучно и обыкновенно, настолько обыкновенно, что прям скулы сводит. А потом - БАЦ! - в окружающем мире человек вдруг замечает приметы чего-то нереального. Какая-то женщина пытается купить билет до несуществующей станции. Женщина эта не в скафандре, не в ластах, и хобота у нее нет, она совершенно обыкновенная - для всех, кроме тебя. Только ты один понимаешь, что она не от мира сего, для остальных же она простая пассажирка...
Серия "The Commuter" вобрала в себя основные мотивы творчества Филипа Дика: это и проникновение в наш привычный мир чего-то запредельного, и незаметные для людей изменения реальности, и фатальное одиночество человека, наблюдающего такие изменения день за днем. Все остальные продолжают жить как ни в чем не бывало, воспринимая как должное тот факт, что каждое утро и окружающий мир, и даже их собственная биография кем-то "редактируются", становятся немножко иными.
Не только Толстой с Достоевским "всегда писали про самих себя", мне кажется, любой писатель занимается именно этим, и Филип Дик не исключение. Не случайно великий Станислав Лем как-то назвал Дика "единственным хорошим американским фантастом" (после чего Лема перестали приглашать на американские конвенты, ахаха, как же это знакомо). И поскольку Дик-человек не просто конфликтовал с реальностью, а, можно сказать, имел с нею давние счеты, Дик-писатель как никто умел передавать и сомнения в подлинности этого мира, и чувство отчуждения, которое неизменно сопровождает подобные открытия, и как следствие - ощущение обреченности.
Все это в полной мере отразила третья серия. Там нет супергероев с бластерами, нет злых марсиан, разумных осьминогов и прочего школоло-фантастиш-контента. Это кино медленное, даже нудноватое и по картинке - нарочито унылое. Там довольно много тумана (в прямом смысле) и длинных планов. Приглушенные цвета, тихие разговоры, будничные проблемы. И - обыкновенный человек, почему-то оказавшийся на развилке между разными реальностями.
Это и есть настоящий Филип Дик, большой Мастер.
Стало быть, свои гневные слова в адрес "всего сериала целиком" я должен забрать назад. Нужно пробовать каждую серию в отдельности. Если среди оставшихся семи найдется еще хотя бы одна, близкая по духу к третьей, можно будет сказать, что люди работали не зря.
Голосуя за мои посты с заголовком 50\50 вы получаете обратно половину стоимости вашего апвоута в GBG.