Приоритеты
Перечитывала на днях курс Айн Рэнд "Искусство беллетристики". Кстати, это одна из лучших книг по писательскому мастерству, на мой взгляд. В ней нет советов о том, как поверить в себя и прочей популярной психологии (хотя я против этого ничего не имею, даже наоборот), но есть очень ценные, фундаментальные истины о жизни, которые Рэнд, как на редкость цельный и принципиальный человек, пропагандирует даже в книге для начинающих писателей.
Меня зацепил вот этот отрывок:
- "Пытайтесь всегда думать о существенном, не только о литературных проблемах, но о любых проблемах. Это важно для написания хорошей сюжетной истории, но даже более важно для вашей собственной жизни. Вы не захотите прожить жизнь, которая была бы похожа на плохо сконструированную историю - как серия бессвязных эпизодов без цели, развития или кульминации.
- Вы можете хорошо выстроить жизнь, так же успешно, как структуру сюжета, причем только одним способом - вы должны понимать суть. Вы должны знать, что является важным в любой проблеме, с которой вы имеете дело".
Как просто и четко она все разложила по полочкам! Очень рационально и очень по айнрэндовски. Конечно же, есть люди, которые с рождения умеют отличать существенное от неважного, правильно расставлять приоритеты, не распыляться по пустякам и не тратить ресурсы впустую. Но, к сожалению, я не из числа таких людей.
Я часто придаю вещам не первой важности колоссальную значимость, направляю в то русло всю свою энергию, тем самым опустошая внутренние резервы. В итоге на существенное остаётся очень мало ресурсов. И изменений не происходит. Потому что если в ветхом домишке, который нужно перестраивать заново, начать делать косметический ремонт, ничего хорошего не выйдет. Сколько угодно можно чистить зубы самой дорогой пастой, если зубы кривые и больные, лучше они от этого не станут.
И так во всем. Можно разбиться в лепешку, пытаясь наладить с мужем отношения. Готовить каждый день изысканные блюда, утюжить рубашки, мыть полы каждое утро и надеяться, что это на что-то повлияет. Но ничего не изменится, пока вы не осмелитесь глянуть в зерно, в суть конфликта, и не смирите свою гордость, не поговорите по душам и вместе не придете к какому-то решению. А попытки быть идеальной можно оставить. Потому что, во-первых, идеальных не существует, а во-вторых - мнимая идеальность только раздувает эго.
Еще я заметила, что моя неспособность концентрироваться на главном проявляется даже в моих рассказах. В основном я озабочена тем, чтобы передать неуловимую красоту солнечных лучей на старом окне с потрескавшимися рамами, теплоту майского ветра и тем, какое именно выражение лица у главной героини. Что-то в духе Томаса Вулфа, только, естественно, хуже. В принципе, весь рассказ состоит из подобных очаровательных зарисовок без какого-либо смысла. Я пишу и уповаю на то, что внезапно меня озарит гениальная идея для сюжета. Конечно же, не озаряет. Айн Рэнд пишет, что такие минуты, когда какая-то сверхъестественная сила начинает диктовать что-то невероятно крутое, приходят только к тому, кто их заслужил своим упорством и долгими часами за письменным столом.
Из всех написанных мною рассказов (хотя их пока что мало) сейчас меня устраивает только один - короткая зарисовка, написанная буквально за полчаса, в глубине которой очень важный для меня конфликт интересов. Я писала ее не без боли в сердце, своеобразно прощаясь с определенной вехой в жизни и определенными людьми. Мне кажется, только так получаются хорошие тексты.
И в целом относительно всей жизни я думаю, что крайне необходимо внимательно отслеживать, куда утекает энергия - на ерунду или на что-то существенное. Чему уделяется внимание в первую очередь. Конечно, проще и приятнее делать то, что привычно, но приведет ли оно к тому, чего на самом деле желаешь?