Горный кондуктор
В дополнение к истории о Кончезерской церкви, немного о ее архитекторе.
Посвещается 190-летию Михаила Ивановича Маркова (1828 – 1878), инженеру и архитектору, работавшему в Петрозаводске
Родившийся в семье мастерового Александровского пушечного завода, Михаил Марков с раннего возраста демонстрировал «постоянное благонравие и особые успехи в науках», за что был послан воспитанником в Горную техническую школу при Санкт-Петербургском технологическом институте. В 1849 году он возвратился «в Олонецкие заводы», окончив полный курс с золотой медалью и званием горного кондуктора I класса.
В XIX веке слово «кондуктор» широко употреблялось в непривычном для сегодняшних читателей значении, а именно: чертежник унтер-офицерского звания инженерного или строительного ведомства. Полученная профессия позволила Михаилу Маркову совместить строительные и технические навыки в своей работе. В ведомстве Олонецких горных заводов он стал специалистом, которых в наше время называют архитекторами промышленной архитектуры.
Екатерининская церковь в Петрозаводске.
В 1850 году началась капитальная перестройка Александровского пушечного, которая завершилась лишь через 20 лет. Михаил Марков проектировал, составлял сметы на строительство, был производителем работ почти всех новых заводских строений. Он находился в центре масштабной реконструкции рядом с управляющим заводом Николаем Фелькнером, которому очень импонировал за обширные познания и трудолюбие.
Михаил Марков, как инженер и архитектор, был востребован не только на объектах Олонецкого горного округа. В Соломенном он строит лесопильный завод Громова, работает для женской гимназии и архиерейского дома, возводит частные дома, совмещая эту, а также свою основную работу еще и с обязанностями городского архитектора.
Отдельной страницей творчества архитектора Маркова стали культовые постройки. Точно известно по крайней мере о трех таких сооружениях.
Лютеранская кирка в Петрозаводске во вт. пол. XIX века
Проект Троицкой церкви в Кончезере был выполнен в 1862 году. Несмотря на то, что в XIX веке широкое хождение получили сборники чертежей так называемых нормальных проектов церквей, то есть типовые альбомы, рекомендованные Святейшим Синодом, каждый архитектор, как правило, разрабатывал для конкретной ситуации авторский вариант. Общая композиция сооружения, расположение доминирующих акцентов – куполов и колокольни, детали декоративного убранства – все было прерогативой автора-архитектора, и это дозволялось талантливым строителям при условии согласования с духовным начальством.
В одном из вариантов Троицкой кончезерской церкви Марков запроектировал шатер колокольни… из чугуна в виде ажурной металлической конструкции, отдаленно напоминающей шуховскую радиобашню, ставшую символом научно-технического прогресса ХХ века. Для селения при Кончезерском чугунном заводе это, вероятно, было вполне обоснованно, но также вероятно, что слишком смело попирало церковные каноны. А потому чугунные колокольня и купол остались только в чертежах. Однако в окончательном варианте построенной в 1866 году Троицкой церкви обнаружилась явная стилевая связь ее архитектурного образа с цехами Кончезерского завода, возведенными еще в начале XVIII века.
Кирпичная Троицкая церковь в Кончезере стоит до сих пор, главенствуя над всей округой, уже много лет разрушенная и потерявшая колокольню и купол. К счастью, в настоящее время идет работа над ее восстановлением. Проект воссоздания храма в соответствии с чертежами Михаила Маркова выполнил архитектор Владимир Копнин, архивные изыскания для этой работы – Анатолий Иванович Исаков.
Из работ Маркова в Петрозаводске известны два построенных им культовых объекта. Это лютеранская кирка, стоявшая когда-то на Древлянской (позднее Гоголевской) улице, а также сохранившаяся до наших дней Екатерининская церковь на Неглинском кладбище.
Михаил Марков, православный по вероисповеданию, был выбран архитектором лютеранской церкви не случайно.
Управляющий Александровским заводом Николай Фелькнер, уступивший для строительства кирки часть сада горного начальника, был лютеранином, что не являлось редкостью для Петрозаводска. Он очень хорошо знал Маркова по совместной работе и потому привлек к проектированию и строительству именно его.
Деревянное здание кирки было выстроено в 1873 году на Древлянской улице, неподалеку от заводской больницы, по всем канонам лютеранского храмостроения – стрельчатые окна, высокая кровля… В 1889 году она сгорела, но быстро была восстановлена по старым чертежам. Пережила 1917 год и Гражданскую войну, но погибла во время войны идеологической: в 1925 году была закрыта и превращена в гимнастический зал, а в 1927-м, при строительстве рядом Дома крестьянина, разобрана и перенесена на улицу Герцена. На этом месте стоит и поныне, лишенная всех признаков культового сооружения, – деревянный бывший гимнастический, а теперь танцзал.
Больше повезло одной из последних построек архитектора Михаила Маркова – маленькой кладбищенской церкви, возведенной в 1877 – 1878 годах во имя великомученицы Екатерины на старинном Неглинском кладбище. Она словно спряталась среди могил, заслонившись деревьями, и уцелела. Очень простая по композиции, почти часовня – небольшой куб основного объема с одним куполом и невысокая колокольня с шатровым покрытием.
Большую роль в общем ансамбле кладбища и церкви когда-то играли массивные кирпичные ворота и – под стать им – кирпичная ограда, окружавшая и словно поддерживавшая весь кладбищенский холм, увенчанный объемом церкви. К сожалению, забор на мощном каменном цоколе совершенно напрасно была заменен лет 15 назад на некое подобие могильных оградок из тонкого металла с уродливыми столбиками из асбоцементных труб, совсем неуместных ни с точки зрения стиля, ни с точки зрения истории. Массивные ворота остались невразумительным белым осколком утраченного ансамбля.
Петрозаводский инженер и архитектор, сын заводского мастерового Михаил Иванович Марков умер через несколько месяцев после освящения своей последней церкви, Екатерининской, пятидесяти лет от роду, в чине надворного советника.