Великорецкий крестный ход
Вероятно, само это событие и мое его описание вызовут разные эмоции, мысли, вопросы и споры. Но явление это существует, и я хочу о нем рассказать.
Верующие люди всегда ходили в паломничества. Я не говорю о современных паломниках, которые ездят в комфортных автобусах и скупают иконки и вообще все, что продается в святых местах. Я говорю о тех, кто ходил и ходит пешком в Иерусалим, Сантьяго, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру. Кто-то, наверное, подумал о пути Сантьяго, в последнее время превратившемуся в туристический маршрут. Многие, отправляясь туда даже туристами, в пути осознают нечто, что коренным образом меняют их жизнь. Не говоря уже о тех людях, кто идет туда целенаправленно и получает просимое. Но речь сейчас пойдет о более, на мой взгляд, сильной вещи. О Великорецком крестном ходе. Крестный ход в моем представлении и, вероятно, в представлении многих, чаще идет вокруг церкви, или, к примеру, на какое-то небольшое расстояние. Но Великорецкий крестный ход имеет протяженность 150 км, и идет несколько дней. К тому же, все это происходит не в южных районах России, где сухо, тепло и цветет сирень, а в Вятской губернии, где сирень тоже цветет, но температуры по ночам в июне стремятся к 0, и временами поливают дожди.
Но сначала о возникновении крестного хода.
В 1383 г. на берегу реки Великой явился образ святителя Николая. От иконы начались чудотворения. Крестьяне выстроили часовню, а потом и церковь. Времена и места были лихие, поэтому икону перенесли в Вятку, и дали обет ежегодно приносить на место явления. 2 раза икона побывала в Москве, в честь нее освятили один из приделов храма Василия Блаженного. Сначала крестный ход проходил «водным путем» по рекам, а с 17 в. стал сухопутным.
Икона, которую сейчас несут – чтимый список с чудотворной иконы, а сама икона Николая таинственным образом исчезла, когда храм, где она находилась в 20-е годы 20 в. отдали на поругание.
Фото из Интернета
В советское время люди тоже ходили в Великорецкое, их ловили, возвращали обратно, но в следующем году они опять шли.
А возродился крестный ход в 1989 г.
Маршрут хода
Маршрут и расписание хода (только не знаю, какого года) (Фото из Интернета)
Теперь о масштабах события: как я уже писала, пройти верующим надо 150 км, и самый трудный - второй день, когда идти придется почти 50 км. Сама я пешком 50 км в день проходила только 1 раз, и понимаю, насколько это сложно. А если представить, что идут и пожилые люди, и дети, и с 3 ч. утра - это уже подвиг. Часть пути проходит по грунтовым дорогам, а что представляет собой мокрая глина после прохождения по ней группы людей, думаю, вы понимаете. А группа людей в случае Великорецкого хода – это ни много ни мало - тысячи человек.
Фото из Интернета
В прошлом году было, кажется, около 36 тысяч, в этом - 20 тысяч .
Сыграла роль погода: 3 дня люди шли под почти непрекращающимся дождем, при температуре около 10 градусов. Мы, к сожалению, не видели, как они шли, видели паломников только в Великорецком, 6 июня, когда они с утра участвовали в праздничной литургии, а потом отдыхали. Но какие у всех были светящиеся лица! Как будто и не было 90 км по грязи и под дождем.
Немножко технических деталей. Приезжают паломники со всей России, в Вятке живут в палатках на территории стадиона. 3 июня Крестный ход начинается от Кафедрального собора в Успенском Трифоновом монастыре, идет до села Макарье по трассе, там служится Акафист, и дальше ход поворачивает на грунтовую дорогу.
Троицкая церковь с.Макарье
В первый день проходят 15 км, во 2-й – самый сложный - около 50.
Фото из Интернета
Причем утренний подъем в 2-3 ч. ночи. Паломники несут с собой палатки и спальники. В селах также открывают для ночевок школы, дома культуры, многие жители приглашают паломников к себе. Многие группы паломников, приезжающих организовано со своими батюшками, имеют что-то типа автосопровождения, т.е. палатки их уже дожидаются на стоянках.
На каждой стоянке есть биотуалеты, полевая кухня и вода. Весь маршрут и особенно места ночевок обработаны от клещей, что очень актуально для Кировской области.
Паломников сопровождает МЧС с рациями (сотовая связь там мало, где работает), и если вдруг что-то случается, типа подвернутой ноги и т.д., на квадроцикле потерпевшего доставляют на асфальтовую дорогу, где дежурит скорая помощь.
Этот крестный ход был практически самым тяжелым за много лет по погодным условиям, но люди, с которыми я разговаривала, уже собираются в следующем году пойти опять. Они описывают удивительный подъем, когда идут все вместе, поют Акафист святому Николаю, а все церкви на маршруте встречают их колокольным звоном.
6 июня в Великорецком праздничные службы, а потом паломники отдыхают, и дальше уходят уже 7 июня. Немного фото того, что мы увидели вечером 6 июня в Великорецком.
Никольская церковь
Спасо-Преображенская церковь
Огромный палаточный лагерь
Некоторые города ходят очень организованно
А вообще палатки стоят везде
По дорожке к реке импровизированный рынок, паломники могут прикупить что-нибудь нужное или не очень)
Река Великая
Поляна, где проходит Литургия, и церковь-алтарь
Купель и источник
В советское время, когда ход был запрещен, возникали разные легенды, к примеру, что икона была обретена на сосне и, если проползти под корнями сосны, будет вам счастье) Сейчас вроде никто не ползает, но ленточки завязывают.
Люди приезжают отовсюду, к примеру, автобус из Ставропольского края.
В гостевом доме Ковчег хозяин принимает кучу народа, люди спят и на кроватях, и на полу, и во дворе в палатках. Кстати, сам дом очень уютный, и, если сюда приехать не во время крестного хода, то тут тишина и покой, и вполне можно отдохнуть недельку на лоне природы, ходить за грибами, особенно за рыжиками, которые славятся на всю Россию.
По моему впечатлению, в крестном ходе участвовал почти весь город. То тут, то там мы слышали разговоры о нем. В Великорецком встретили мы удивительную женщину, которая вместе с мужем и несколькими пенсионерами восстанавливает село Ошеть, создает там васнецовский маршрут и еще готовит прекрасный сыр. Но это уже другая история. Продолжение следует)