Выдёрныш-59
Театр «Маска» был основан Сергеем Овсянниковым (мой однокурсник по институту культуры) в клубе им. Урицкого на Васильевском острове. (Ныне это помещение занимает Театр Сатиры на Васильевском).
Годы образования «Маски» пришлись на середину 70-х, со своими плюсами и минусами. Минус был в том, что переход самодеятельных коллективов, успешно заявивших о себе перед публикой, не очень-то поддерживался государственной властью, которая считала, что самодеятельность и должна оставаться самодеятельностью.
Хотя, конечно, исключения были, и это можно отнести к несомненным плюсам семидесятых лет! В Ленинграде, к примеру, появились несколько театров из любительской сферы, которые пополнили семью профессиональных коллективов (Театр Малыщицкого, «Лицедеи» Полунина, клуб-театр «Суббота» Смирнова-Несвицкого), а в Москве – театр Юденича, театр пантомимы Гедрюса Мацкявичюса, студия «на Северо-Западе» Беляковича, «У Никитских ворот» Розовского, и другие.
Эти примеры вселяли надежду в тех энтузиастов, кто хотел профессиональной работы на подмостках. Овсяников и его команда были подлинными энтузиастами, работали «по-чёрному» сутки напролёт и верили, что создадут новый театр!
Однако обстоятельства оказались могущественнее нашей горячей веры, и однажды режиссёр заявил, что нужно уехать всем коллективом в провинцию, состояться там, как новой театр, – и только потом вернуться в Ленинград! И мы… уехали, спалив за собой все мосты к отступлению. «Безумству храбрых поём мы песню!»
Сначала был Великий Новгород, но филармония отвергла наше детище, не захотела в своих рядах театральный коллектив. Затем был Смоленск, – и здесь великий город принял нас, не побоявшись рискнуть! Мы устроились именно в филармонию, поэтому актёры (в том числе и я) получили непривычный статус для будущей театральной карьеры – артист разговорного жанра).
Мы играли по несколько спектаклей в день (для детей «Зайку-Зазнайку С.Михалкова, а для взрослых – «Декабристов» по композиции Овсянникова и большой концерт-дивертисмент, в котором смешали все возможные жанры: от пантомимы и песен до фантасмагорических сцен типа «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина и романтических перлов Ростана!
Однако такая загруженность и весьма случайная филармоническая публика очень быстро заставили нас понять, что никакого театра тут создать не получится, слишком разные задачи у филармонии и молодого амбициозного коллектива…
Мы перебрались в Куйбышев, и пока задержались в нём, в ожидании ответа из Управления культуры, я был командирован в Набережные Челны, чтобы разведать обстановку там. (Надо сказать, что эту идею выдвинул я сам, и моя интуиция не подвела: на несколько ближайших лет мы обосновались в этом растущем городе именно как театр, хотя и под эгидой Татарской филармонии им.Тукая).
Так на театральной карте России появился новый театр – Молодёжный Экспериментальный Театр «Маска»! Это было очень тяжёлое, но и неподдельно счастливое для всех нас время, яркая точка отсчёта на будущее…
Но о существовании в Набережных Челнах расскажу отдельно.
"Как начинался театр "Маска" (личная рубрика Моя Каждодневность"), 07 ноября 2017 на Голос