Комедия как форма публичного осмеяния. Первобытные истоки комедии
Почему кинокомедия, юмор, и главное сатира, являются таким сильным оружием против пороков общества? На этот вопрос легко ответить; осмеяние всегда было формой регулирования общественных отношений - норм, морали.
Но примечательно то, когда эта форма появилась. Не с изобретением кинематографа. Не с появлением письменности, а намного-намного раньше.
Вероятно, с первобытных времен? Давайте посмотрим.
Первобытные времена и публичное осмеяние
Первобытный человек зависел во всем от общины, в которой жил. Исключить его из нее значило обречь на смерть. Слишком слаб и беспомощен был он перед лицом окружающей природы, чтоб жить одному. Поэтому понятно, что он придавал куда больше значения, чем человек цивилизованный, всему тому, что о его поведении думают или говорят другие.
Ныне кинокомедия - сатирический художественный фильм - является формой такого публичного осмеяния.
Как и в нынешних комедиях, публичное осмеяние как выражение неодобрения не сводилось для первобытного человека к одному лишь стыду. Оно становилось в этих условиях действенной санкцией, гарантирующей его подчинение общим нормам. Свидетельства антропологов, этнографов и этнологов целиком и полностью подтверждают это положение.
Этнограф Р. Элиот считает, что в примитивных культурах (в особенности там, где члены общин особенно чувствительны к стыду) осмеяние представляет собой основной метод общественного воздействия, всюду оно - реальная угроза против нарушителей порядка и нравов.
Сила его страшна.
Как страшна сила комедии сегодня. И противостоять страху получается иногда только запретом.
Только в этом году в России была фактически запрещена комедия «Смерть Сталина» - сатирический памфлет на страшную тему послевоенных лет в СССР. Подробнее об этом тут - «Смерть Сталина». Современная сатира в кино - комикс плюс история.
Страх осмеяния
Сатира в «Смерти Сталина» выполняет такую же роль, что и насмешка, и родственные ей формы осмеяния. Смеяться над некогда грозными лидерами советской империи - задача непростая, и режиссер Армандо Ианнуччи с ней справился.
Принципиальным моментом в реализации фильма видится решение неожиданно возникшей задачи: показать страшное так, чтобы не было страшно, а было смешно.
Гротескная символика призвана тут выполнить ключевую функцию - осудить смехом и иронией, показать чудовищную систему и ее апологетов смешными и жалкими.
Итак, страх публичного осмеяния никуда не исчез с первобытных времен. В новейшей истории под запретом оказались многие комедийные ленты. Первой запрещенной в России комедией был фильм «Борат». К бойкоту ленты присоединились страны бывшего СССР. Запрет именно комедий чаще всего распространяется сегодня на азиатские и ближневосточные страны; причина тому - осмеяние религиозных вопросов, затрагивание неоднозначных территориальных проблем.
Однако есть и прецеденты в западной кино-индустрии. Комедия 2014 года «Интервью» была одно время ограничена к показу в Штатах, а у легкой комедии, в которой отсутствует осмеяние спорных вопросов вообще, «Sex Tape» (в русском прокате фильм шел как «Домашнее видео: Только для взрослых») проблемы возникли в британском прокате из-за упоминания в названии секса.
**Так ли мы далеко ушли от первобытности, - с ее инстинктами, привычками, интересами, методами общественного воздействия? **Тема довольно интересная, и в следующем посте на ГОЛОСЕ предлагаю обратить внимание не на комедии, а на другие жанры, существующие ныне, но, как окажется, появившиеся давным-давно.
Следующий пост - Стендап и первобытность