Стендап-комедия - отГОЛОСок к первобытным формам осмеяния? Разбираемся по порядку
Итак, публичное осмеяние выполняло всегда существенную функцию в обществе. Спустя тысячелетия оно превратилось в комедию. Комедия как метод общественного воздействия пришла к нам с первобытных времен. А как же другие жанры?
Комедийное искусство стендап-комедия сегодня призвано обличать юмором пороки общества. Примечательно, что по утверждениям этнографов, и в первобытном обществе осмеяние было видом порицания различных общественно вредных отклонений от нормы, а также даже защитой от вырождения.
Стендап-комедия — комедийное искусство, в котором комик выступает перед живой аудиторией, обычно говоря напрямую зрителям. Часто для стендапа организуются специальные комедийные клубы. В репертуар стендап-комиков, как правило, входят авторские монологи, короткие шутки, истории и импровизация с залом.
Как это происходило раньше? Точно ответить нельзя, однако принимая в учет наблюдения этнографов, все же можно обозначить большое сходство современного «Stand Up» с первобытным осмеянием.
Вот, например, представители одной из самых примитивных культур, известных современному человечеству, туземцы Тасмании, прибегают к насмешке как к форме публичного контроля. Одно из практикуемых на острове наказаний заключается в том, что виновник усаживается на нижнем суку дерева, откуда ему приходится выслушать шутки и насмешки соплеменников.
Ничего не напоминает?
Скорее всего, напоминает один из поджанров стендапа, превратившееся в самостоятельное шоу - Comedy Central Roasts, а по простому «прожарку».
Comedy Central Roasts («Поджарь звезду») — американская юмористическая передача на телеканале Comedy Central, в которой звёзды шоу-бизнеса высмеивают другую специально приглашённую звезду, а также друг друга.
Шоу «Прожарка» («Поджарь звезду») ныне выполняет эту опцию; шоу сегодня - форма осмеяния. С некоторых пор проект выходит и на российском телевидении; присутствует довольно жесткий юмор, а насмешка и даже оскорбления превалирует в постановках.
В 2013 году на телеканале ТНТ было запущено шоу «Stand Up»
Примечательно, что известен ряд фактов, свидетельствующих о той роли, какую играют насмешка, оскорбление и шутка в жизни племен, населяющих острова Меланезии. Публичное осуждение и осмеяние измены, нарушения экзогамии или иного преступления против нравственности оказывают столь сильное воздействие, что виновник, как правило, кончает жизнь суицидом. Насмешка и презрение являются также важным средством борьбы против половой распущенности и сексуальных извращений.
Подобные же наблюдения были сделаны исследователями нравов ашанти (Западная Африка). Они приводят целый ряд данных, свидетельствующих о том, какое сильное впечатление производит на ашанти оскорбление и осмеяние. Бесславие, вызванное публичным осмеянием, делает жизнь туземца среди соплеменников невыносимой. Самоубийство в племени ашанти рассматривается в принципе как грех. В двух только случаях оно считается обоснованным: когда спасает воина от плена во время войны и когда проистекает из желания избежать позора. Осмеяние представляет собой для членов этого племени самое сильное и самое действенное наказание, вынуждающее их соблюдать сложившиеся традиции и обычаи.
Итак, существующие формы осмеяния, как оказывается, - отголосок давних первобытных времен.
Многие сегодня критикуют телевидение, дескать стало оно неинтересным, скучным, беззубым. Впрочем есть на ТВ одна старая программа, пользующаяся большой популярностью. Речь о КВН.
В Клубе раньше встречались довольно острые шутки на злободневные темы, даже некому осмеянию подвергались и высшие чины власти. Примечательно, что традиция безнаказанно высмеивать всякого, не исключая руководителей исходит также из первобытных времен.
Ритуал «апо», например, исполняемый ежегодно, включает в себя целый процесс осмеяния. Во время этой церемонии можно безнаказанно высмеивать и оскорблять всякого, не исключая вождя и главного жреца. Этот обычай приветствуется и поддерживается теми, кто правит племенем. После праздника страсти остывают. В результате вожди выигрывают даже в том случае, если во время ритуала их осыпали проклятьями, так как проще править людьми, которые не таят злых помыслов по отношению к своим повелителям.
Можно провести много аналогий первобытности с нынешним временем. Приведем просто несколько примеров традиций; читатель сам с удовольствием найдет много общего первобытности с современностью.
Осмеяние как регулятор общественной жизни
Осмеяние является также регулятором общественной жизни среди туземных племен Гренландии и обеих Америк. Эскимосы Гренландии решают споры между собой с помощью словесного поединка. При этом поют, бьют в бубен и обмениваются насмешками. Поединки происходят публично. Длятся эти поединки очень долго, иногда целые годы. В конце концов соплеменники выбирают победителя.
Поединки выполняют несколько важных функций одновременно. Они являются развлечением, которое тянется порой месяцами (иногда такие споры устраиваются исключительно с развлекательной целью). Кроме того, разрешаемый с помощью этой юридической процедуры спор предупреждает драки, кровопролития и даже убийства, которые нередко бывают следствием подобных конфликтов у иных народов.
Огромную общественную роль играет также осмеяние у индейских племен. Индейцы племени тлинкит (северо-восточная Аляска) в наказание за явное бесстыдство и иные проступки (но не за уголовное преступление) прибегают к различным формам публичного осмеяния, как, например, насмешливые рассказы и песенки, изготовление сделанных в гротескной манере деревянных изображений, которые выставляются иногда в общественных местах, и т. д. Исключительная впечатлительность тлинкитов к осмеянию превращает насмешку и шутку в столь суровую кару, что иногда доводит провинившегося до самоубийства.
Индейцы североамериканских прерий прибегают к насмешкам, когда хотят наказать закоренелых нарушителей нравов и приличий, успешно побуждая их тем самым к исправлению. То же самое средство применяют они и для того, чтоб вдохнуть мужество в воинов. По отношению к будущим воинам, проявившим трусость, они применяют уговоры, убеждают их исполнить свой долг, обещают подарки и т. д. Если, однако, все эти средства не подействовали, то на молодых людей обрушивается град шуток и насмешек, их подвергают осмеянию, экспромтом. Результат бывает обычно положительный.
Среди индейцев пуэбло существовал особый институт «священных клоунов», осуществлявших карательные функции как во время торжественных церемоний, так отчасти и в повседневной жизни.
Отсутствие специальных институтов судопроизводства, воспитания и карательных органов приводит к тому, что в большинстве случаев решающее слово остается за общиной или племенем. Зависимость личности от коллектива придает общественному мнению особое значение. Используя естественную чувствительность человека к публичному осмеянию, оно расширяет и укрепляет своим авторитетом его педагогические и репрессивные возможности, превращает его в могучее средство общественного контроля.