Ушел из жизни режиссер Марлен Хуциев. Легенда отечественного кино
Марлен Хуциев... Его имя не каждый вспомнит сразу. Но стоит сказать о нескольких фильмах мастера, и каждый поймет: этот режиссер - настоящая легенда. «Весна на Заречной улице», «Мне двадцать лет», «Был месяц май», «Июльский дождь»... Режиссер ушел из жизни сегодня.
Начало
Уже дебют Марлена Мартыновича Хуциева был ошеломляющим. Значение созданной совместно с Ф. Миронером ленты «Весна на Заречной улице» трудно переоценить. Вторая половина 50-х, а именно тогда создавался фильм, - время поиска в кино новых характеров, подчас резких, угловатых, противоречивых и тем самым выражающих время своеобразно и, может быть, особенно ярко.
Эта картина — достоверная и лиричная — одна из лучших в то время советских кинолент о современности. Фильм к 8 марта - без него редко обходится праздник на ТВ. Пожалуй, впервые в отечественном киноискусстве послевоенных лет появился образ современника, столь привлекательный своей правдивостью и тонкостью изображения внутренней жизни.
Другие работы
После «Весны» Хуциев снял фильм «Два Федора» (1959); лента знаменательна тщательным, подробным исследованием центрального характера; вернувшийся с войны солдат увиден режиссером и сыгран Шукшиным в контексте времени — переломного, отмеченного радостью победы и тяготами послевоенного быта.
Новая его картина «Мне двадцать лет», законченная в 1961 году, переделывалась и увидела свет лишь три года спустя, когда интерес к ней, так долго державшийся, уже поостыл, а открытия ее были повторены в других фильмах.
«Мне двадцать лет» — произведение, чрезвычайно характерное для своего времени. Обратившись к молодому герою, ищущему смысл жизни, Марлен Хуциев и его соавтор по сценарию Геннадий Шпаликов взяли тему в ее подлинном, самом трудном значении.
Этот фильм - экскурсия по Москве начала 60-х годов. Естественно, лучшие представители культуры того времени - Евгений Евтушенко, Борис Слуцкий, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина и др. - приняли участие в ленте.
«Июльский дождь»
В следующей после «Мне двадцать лет» своей картине, «Июльский дождь» режиссер вновь пытается уловить ритмы современной жизни. Взята среда городской интеллигенции: аспирантов, научных работников, инженеров. Жизнь уловлена в живом ее течении, в бытовой обыденности. И опять мы встречаемся с драматургией, где важны лирические отступления по ходу сюжета, раздумья, некие зарисовки, отвлечения. Порой они приобретают эскизный характер.
Манера Хуциева стала жестче. Лирическое волнение предыдущей ленты все чаще уступает место более строгим интонациям. Фильм, вызвавший дискуссию, в главном был посвящен нравственной бескомпромиссности, новой мере требовательности человека к себе, к окружающим.
Именно фильмы классика отечественного кино нашли отражении в одном из лучших сериалов последних лет в России - речь идет о сериале «Оттепель» Валерия Тодоровского. Вспомним, что отец Валерия - Петр Ефимович Тодоровский - не только режиссер, но и кинооператор; именно он снимал дебютную ленту Хуциева «Весна на Заречной улице».
Обратите внимание, даже сама мелодия сериала авторства Константина Меладзе перекликается с заглавной мелодией фильма Хуциева «Июльский дождь».
Да и сам сюжет многосерийной картины 2013 года затрагивает жизнь и судьбу соавтора к нескольким фильмам Хуциева Геннадия Шпаликова.
«Был месяц май»
Фильм 1970 года «Был месяц май» выделяется из картин военной тематики. Марлен Хуциев снова сделал мини переворот в советском кинематографе, применив принцип внутреннего монолога в ленте. В те годы, к сожалению, он не получил развития, о нем даже забыли. Некоторым исследователям стало казаться, что подобное построение фильма свойственно лишь Бергману или Феллини. При этом нередко упускается из виду главное: в какой концепционной связи используется внутренний монолог, каких целей с его помощью хочет добиться художник.
И в этом фильме, как и в «Июльском дожде», хочется отметить главную композицию, которая звучит на протяжении картины. Запоминающаяся мелодия «Mama» долгие годы была заглавной в передаче «От всей души»; ее авторы Сонни Боно и Монти, оркестровка Альфреда Шнитке.