Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
unclecomrade
7 лет назад

Советская попса ворочается в гробу

сов.jpg

Однажды утром, перед началом одного из рабочих дней (скажем так, стажировался), за какие-то грехи меня угораздило пройтись по клипам популярных ныне рэп-звездочек России. Клипы даже красивые, местами; со «стилем», скажем так. Вообще, не могу не отметить: сдается мне, оборот «со стилем» придумали, чтобы не обидеть какой-нибудь очередной кромешный ужас пластмассового мира. Оценив «творческий порыв» на отметку «со стилем», вы также с легким снисхождением намекаете на то, что данное творение – не такой уж и ужас, каким бы оно могло быть, чтобы творец в следующей песне не начал и вовсе плакаться, либо же не прошелся по критику какими-нибудь «жесткими строчками». Хотя и второе выглядит, чаще всего как плач, но не суть. Закончим на том, что «со стилем». Все-таки, видно какое-никакое рациональное использование влитых денег.
Итак, к делу. Во время работы, что заключалась в бесконечном нажатии одной и той же кнопки одного устройства, посредством чего я проверял, есть ли товар в базе данных, я вдруг осознал, что такое попса, и почему «раньше было лучше» - не только старческое кряканье, обусловленное ностальгией.
Нет, отнюдь нет. И, разумеется, «я-не-видел-«совка»-кто-я-такой-чтоб-говорить».
Я блуждал по торговому залу, проделывал свое замечательное действо, и только спустя некоторое время заметил, что уже как минут пять я мысленно повторяю строчки песни, на которую снят один из просмотренных мною клипов. Обобщая: всяческие попытки рассказать всем про свою богатую половую жизнь (и прочие проявления нарциссизма), слово «сучка», занимающее треть припева, и прочее и прочее, ведь песни всех просмотренных клипов были на одну и ту же тему. Только голоса чуть-чуть отличались, порядок слов и музыкальное сопровождение.
Тут-то я и задумался – а почему ж в голове всплывают в первую очередь эти строчки, а не заслушанные мною композиции моих любимых исполнителей? Сознание таки удалось перевести на куда более угодный мне лад, но не без труда; более того, я впоследствии регулярно сбивался. Вновь «сучки», вновь половая жизнь какой-то звёздочки, вновь смехотворная пустота.
Ответ, на самом деле, простой: несмотря на то, что композиции, на которые я пытался настроиться, в рамках припева тоже повторяли одни и те же слова – всё же, они были гораздо сложнее. Там не было «сучек»; там были некоторые аллюзии на половые сношения, сказанные, причем, безо всяких там причастных али деепричастных оборотов – но всё же более сложными словами чем «сучка» и «оближи». Сложными по… черт знает, как сказать; по звуковой семиотике, я так это назову. Это не влезающее в середину строчки слово «синекдоха», призванное быть в этой несчастной середине просто чтобы люди знали, что автор знает слово синекдоха; нет, но «звуковая семиотика» слов – сложнее. Ну, ради примера возьмем «Пулю-дуру», сами знаете чью. Предельно простую, но предельно и сложную.
Творение попсовика, по простым законам коммерции, гораздо легче усваивается даже у человека, который тщательно пытается бороться с этой коммерцией. Забавно, что описываемые мною рэперы, собирающие на клипах «со стилем» миллионы просмотров, почему-то не любят, когда их называют попсой. Тем не менее, очевидно, что они все – это современная группа «Корни». Ну, или кто там еще был (или еще есть), «Иванушки» всякие и т.д.. Просто, так сказать, новая инкарнация; у нас один гражданин-поэт любит забавляться с инкарнациями, вот и я тут это слово использую. Это просто новый виток культуры, где попсовики, как обычно, очень популярны, просто звучат как-то посильнее (и то, не всегда).
Но не перемалыванием очевидных фактов о взаимодействии так называемых «массовой» и «элитарной» культур хочется заниматься; хочется зайти чуть поглубже.
Зайдем с цитаты режиссера Юрия Быкова, примерно: «Раньше вся страна знала Шукшина, теперь Шукшина вся страна не знает».
И вправду. А здесь уже перейдем к аналитике.
Наш относительно неплохой в голливудском плане фильм «Притяжение» (графика красивая, смысл происходящего и актеры не особо уступают современной западной школе кино, а в чем-то, наверное, и превосходят) содержал в себе песню одного нашего рэп-исполнителя, «Наш район» называется, в качестве OST’а фигурировала. Эта песня, конечно, при всей её поверхностности, гораздо лучше, чем песни из описанных мною выше клипов, но, все же, попадает под удар именно она. Первой вспомнилась, а та, что вспомнилась второй, не заслуживает упоминания вообще.
Итак, подростки да молодые люди, дамы да господа после кинотеатра выйдут с этой песней в головах. Так или иначе, какое-то их количество добавит её себе в плееры. Честно признаюсь, когда фильм выходил, у меня было так плохо со вкусом, что я сам добавил; а в общем-то, что? Повторюсь, что она всё ещё лучше основной нашей рэп-попсы сегодняшней, ну и доля иронии в моем акте добавления сей песни тоже была. Не суть. Добавят, послушают, может, даже на рингтон поставят. Фильм массовой культуры, и песня массовой культуры.
А теперь вспомним, например, фильм из советских времен – «Кортик». 1973 год. Фильм детский, и узнал я о нем, по правде говоря, только из-за «Песни красноармейца», которая и как мотив фигурирует на протяжении всего фильма, и включается периодически её полная версия. А о ней я, соответственно, узнал из альбома Егора Летова «Звездопад», где музыкант гениально перепел лучшие советские песни, воздвигнув, по моему мнению, один из лучших музыкальных монументов советской эпохе.
И здесь мы наталкиваемся, наконец, на интересный момент: это ведь тоже массовая культура. «Кортик» - исключительно массовая культура, да еще и детский фильм. Тут можно было бы зайти и в сферу сравнения советского кино и современного, но об этом уже кто только не говорил, это уже даже мемом стало, чересчур популярным. Но, самое ведь главное, «Песня красноармейца» - массовая культура. И даже перепетая Летовым – массовая культура.
«Советская попса»! Советская попса. Больно писать такое словосочетание, но ведь это правда. Советская. Попса.
Здесь можете сами остановить чтение, набрать в поисковике песни «Наш район» и «Песня красноармейца», и обе послушать. От последней меня до сих пор при всяком прослушивании в дрожь бросает, особенно на моменте, когда подключается хор. Особенно в первом припеве. Хочется вскочить со стула, сидя на котором я пишу сию статью, и прямо сейчас, прихватив шашку, выйти на улицу, оседлать коня да поскакать учинять самые разные геройства – но нет ни шашки, ни коня, да и улицы, порою кажется, что нет.
Песня «Наш район», - опять же, повторюсь, не худшая из нашей современной попсы, и несравнимо лучше песен из просмотренных мною до работы клипов, - ну, смех вызывает после «Песни красноармейца». Может, и смеха не вызывает.
Особенно, на фоне строчки «И время золотое наступит всё равно». Наступило.
Возвращаемся ко мне, к стажёру. Таких как я в момент работы, в момент невольного прокручивания абсурдных строк в голове – миллиарды, по всему земному шару. Я никогда не любил оскорблять рабочий класс и, склоняясь к очень модной сегодня тенденции, поливать дерьмом «белых воротников» - но, будем честны, «борются» с пристрастием к массовой культуре, к попсе, очень и очень немногие. А ведь все в нашей жизни взаимосвязано; вот так вот сдался, в течение шести часов, во время рутинного дела какого, походил-покрутил в голове убогие строчки, веселя самого себя – а уже и сам не замечаешь, как тебя и на литературу другую начинает тянуть, и на дела иного характера, и потребления манера прививается, медленно, но верно, больше ненужных и абсурдных трат…
От абсурдных строк – до абсурдных трат.
И факт остается фактом: в советское время, которого я, повторюсь, разумеется, не застал – а – потому – не – имею – права – говорить (но буду), такого не было. Секс был, вопреки почему-то до сих пор популярной шуточке – а вот в строчках его не было. По крайней мере, не в таких формах.
Конечно, понятное дело, глупо полагать, что все были счастливы пахать и под «Песню красноармейца» в своей голове, или под какие-нибудь марши советские – но это всё же несравнимо разные вещи. Уж не говоря о том, что и «пахали» по-другому, но здесь мы уже углубляемся в разные не очень нужные в нашей беседе социальные и экономические темы.
Важно то, что попса на самом деле гипнотизирует. На самом деле – подчиняет. На самом деле – изменяет стиль мышления, методы мышления. И если это делает хорошая попса, вдохновляя либо на сами великие свершения, либо хотя бы на мечты о них – этому механизму еще можно поддаться (хотя, конечно, всему надо меру знать). Но когда попса вдохновляет тебя на пустоту, и, что еще хуже – на пустые мечты о пустоте, даже не на мечты уже, но на спазмы каких-то несвязанных даже клиповым мышлением пустот…
Не слушайте попсу, не отдавайте себя в добровольное эмоциональное рабство. Сегодняшний мир (да-да, и пресвятые Европы, и даже Штаты) – на самом деле, во многом сохраняет рабские институты, которые при всех современных технологиях (от «технологий» в буквальном смысле до «технологий» в смысле социальных или экономических формаций) можно было бы свести к минимуму, а то и к нулю. Если, конечно, не отвлекаться на мысли о том что «всё это идиллия», «всегда должны быть бедные и богатые», «чтобы были Штаты должна быть Африка» и всякое такое; просто мало кто хочет думать, как всё можно изменить, ведь ради этого еще и человеческое общество надо сплотить, а что, «мы» зря, что ли, лет тридцать (и более) его намеренно разобщали!?
Конечно, в современности есть и гигантские плюсы; все же, информационное поле не только те самые клипы выводит на поверхность, и не только песня «Наш район» идет в OST’ы различных фильмов. Всякое бывает.
Но этого «всякого» очень мало, и надо сопротивляться. «Надо воевать, а не гнить», цитируя Летова.
Летов как-то то ли писал, то ли говорил о том, что его мышление апокалиптично, что, судя по увиденным им в конце 90-ых и начале нулевых тенденциям, в культурном плане мир движется куда-то совсем не туда. Короче говоря, «пластмассовый мир победил» - строчка заезженная, но почему-то ее больно часто цитируют как раз наиболее зараженные пластмассовым, коммерческим и потребительским типом мышления люди. Собственно, верится им еще меньше, чем вечно разгульным ничего не делающим гулякам-студентикам, которые якобы «обожают» «Гражданскую оборону». У них же и популярна эта важная сегодня тенденция – «да я мертв, но этого я и не отрицаю», наверное, поэтому они позволяют себе цитировать «Мою оборону».
Но нет, «пластмассовый мир» не победил. И в наших силах, если мы будем сопротивляться по всем, по абсолютно всем фронтам – в наших силах сделать так, чтобы победил сам Егор Летов.
И время золотое наступит всё равно.

0
0.022 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (1)
Сортировать по:
Сначала старые