Пока нет тела – мы вечны. Мнение Анны Дорофеевой
"Тело это система, но система неосознанная. Мы будем продолжать ему вредить и не слышать его, как будто бы жизнь – не есть жизнь тела, пока нас что-то сильно не напугает и пока мы не захотим вцепится в жизнь".
Анна Дорофеева — куратор в области современного искусства. Окончила факультет истории искусств, получила степень магистра в Институте искусства Сотбис в Лондоне. Работала в международной газете 'The Art Newspaper', аукционном доме Sotheby’s, галереях The Pumphouse и The Riflemaker. В качестве куратора участвовала в IV Гетто Биеннале на Гаити, VI и VII Московской биеннале. Со-куратор и продюсер фестивалей "Видеть звук" (ГЦСИ) и "Корень нового" (Аптекарский огород).
Вместе с Анной мы учимся в одном институте на психотерапевтов и клинических психологов. Мне стало интересно, как человек искусства, куратор известных международных выставок относится к телу в искусстве. Вот некоторые моменты из нашего разговора.
Про осознание тела: Тело, как первостепенный элемент для каждого из нас, нечто столь же неосознанное, столь же далёкое, как тема смерти, принятия другого, себя, любая тема личного глубинного переживания. Пока мы не столкнёмся с опытом собственного тела в определённых жизненных ситуациях, его как будто бы нет, и мы как будто бы вечны и жизнь, как будто бы, не есть жизнь тела. Чаще всего осознание происходит через боль или страх. Осознанность тела на дана нам с рождения как гармоничное состояние.Отношение к собственному телу мы выстраиваем всю жизнь и в этой теме огромный источник для художественных исследований и интерпретаций.
Про трансформацию: На протяжении всей жизни человека, тело проходит через непрерывную трансформацию. Чаще мы воспринимаем эту трансформацию чисто внешне, характеризуя ее как взросление, старение, улучшение и ухудшение своего внешнего вида. Но, если взглянуть немного более творчески и философски, то нет ли в этом намёка на потребность в столь же непрерывной внутренней трансформации и развитии? Тема трансформации довольно часто затрагивается художниками, артистами современного танца и открывает нам двери в новые грани осознания своего тела. Можно ли опоздать и не успеть за телом пройти внутренний процесс трансформации, которое тело проходит внешне? Или же внешнее есть лишь след, проявленный изнутри?
Про внешнее и внутреннее: Настоящее художественное выражение невозможно без глубинного сопереживания. Когда танцор останавливается и просто стоит, это не значит, что он ничего не делает. Это всем его нутром достигнутое состояние покоя, это энергия стержня. Это внутреннее содержание формы. Отвечая на вопрос, к чему должен стремиться художник через своё тело, я думаю, что это нечто обратное естественной для творческой натуры экстраверсии. В той или иной степени в самой профессии художника уже заложена экстраверсия, но стремиться следует к развитию интроверсии, к взгляду во внутрь, к глубинному переживанию своего тела. По сути, лишь то, что ты пережил по-настоящему через всё своё нутро, имеет художественную силу. Иначе это просто дискурс ни о чём, абстрагированная точка зрения.
Про художников и инструменты: У меня, как искусствоведа, присутствует взгляд на тело, как на инструмент. Нагота для меня очень естественна и не будоражит аналогии лишь с сексуальностью. Нагота для художников – совершенный инструмент. Тело в искусстве поднимает столько разных вопросов и проблематик. Для меня лично незабываемым опытом была работа с американским фотографом Спенсером Туником. Для каждого из его моделей возможность участвовать в съемке обнаженными – путь назад к себе из тысячи разных дистанций, куда мы уходим в течение жизни.