"Некрасивые логичности" и "красивые НЕлогичности"
Источник изображения
Здравствуйте, друзья!
Нынешний пост посвящён рассмотрению философии одного из самых выдающихся мыслителей человечества - Платону. Хотел бы поделиться личным взглядом на его учение: с чем-то я согласен, а с чем-то нет. Платон принадлежит к "классическому" периоду в истории философской мысли. Это, безусловно, важный период, так как он лёг в основу последующих этапов европейской философии.
Итак:
- Меня привлекает платоновская трёхсоставная теория мироустройства не сутью своей, а тем, что Платон поднял взор от земли ввысь - к миру идеальному. В какой-то мере обращение к идеальному миру - это вызов современникам данного мыслителя: человечество в его лице как бы говорит: "Мы недовольны общим "мирным сном", в который общество погрузилось, приняв "сладкую таблетку" мифов!" Теперь речь идёт о чем-то, что выше "удобного объяснения" картины мира. Хотя сам Платон, рисуя свою схему мира, пытается дать всему рациональное объяснение.
Простыми словами схема такая: центр мира - сфера "УМ", её окружает сфера "ДУША", а её окружает сфера "ТЕЛО". "УМ" - ядро сотворённого космоса и творец его. Но творит ум-демиург космос не "из ничего", а из вечной материи. Ум только "наводит порядок" в вечном хаосе, который противостоит творцу. По Платону, получается, логичная схема мироздания:))) Тем более что философ ставит "УМ" не только в центр космоса (упорядоченного мира), но еще и в центр устроения человека и устроения государства.
Что же лично меня смущает в этом? А то, что хаотичная и абсолютно безобразная материя приравнивается идеальному духовному миру. Мало того что она сосуществует духовному миру, так она еще и противостоит ему, пытается разрушить созданное!
И совсем другая картина мироздания предлагается христианством:
Во-первых: вся материя сотворена, а не вечна.
Во-вторых: материя не может быть равна духовному миру, т. к. она сама по себе не может разрушать и созидать. Она бездеятельна и не создана Творцом для разрушения. Она нужна для созидания.
Если брать за основу христианскую точку зрения, то разрушающее начало в сотворённом мире является таковым потому, что оно персонифицировано. Зло существует только потому, что личность отказывается от активного добра и свободно выбирает путь разрушения (как духовного, так и материального). А так как все личности в мире, кроме Божественной, сотворены Богом то зло во всей совокупности своей, не может тягаться с могуществом Бога.
Платон и в отношении к устроению человека развивает идею "злой материи". У него в человеке помещена в темницу (клетку, пещеру), из которой нужно выбраться.
Получается, что человек изначально создан ущербным? "А ведь человек - это венец творения!" - говорит нам христианство. Ни одно существо в мире, кроме человека, не обладает сразу материальным телом и разумной душой - представительницей духовного мира. Считаю этот факт даром, а не проклятием.
По учению Платона, лишь душа способна попасть в идеальный мир. Логично? Логично! Всё как у нормальных пацанов из классической школы греческой философии.
Но что говорит христианство? И душа и тело, после всеобщего Воскресения, способны войти в Вечность! Нелогично? Конечно. Но здесь то и испаряется "уютный Платоновский мир". Если Творец создал материю "из ничего", а тело каждого человека из этой материи, то неужели Он не сможет воссоздать истлевшие тела, которые уже когда-то были Им созданы? Об этом хорошо написано в книге пророка Иезекииля (37 глава, стихи 1-14).
P.S. Если присмотреться, то можно заметить, что не "красивый мифологический сюжет" и "логичная философская идея" помогают нам всю жизнь, а именно нелогичности... :)