Погребение графа Оргаса
Добрый день, друзья! Относительно недавно встретилась мне картина одного представителя эпохи Испанского Ренессанса - Эль - Греко. Заголовок к данному посту есть наименование картины. Предположительно, это автопортрет художника:
А это его афтограф:
Источник изображения
Написал автор свой шедевр в период с 1586 по 1588 гг. для приходского храма Сан - Томе. (Который находится в городе Толедо). Работа была проведена в стиле "маньеризм".
*Напомним, что "маньеризм" - это стиль в изобразительном искусстве, при котором стираются границы между духовным и телесным, "небом" и "землёй". Чаще всего применим к работам итальянских художников, начиная с Рафаэля.
Размеры: 3 м 60 см x 4 м 80 см
На картине мы видим персонажей, разделённых художником на земных и небожителей.
Вокруг умершего графа, которого святые Стефан и Августин готовят к погребению, присутствует множество людей.
Слева в углу стоит монах. Его одежа темная. На голове - капюшон. Взгляд устремлен вниз.
Лицо источает спокойствие и мир. К нему обращается брат по монашескому ордену, но, кажется отвлечь монаха от глубоких мыслей или от молитвы, у него не получается. Ладонь его указывает на двух святых, держащих тело графа. Одежды их золотого цвета - так художник показал снисхождение персон с небесного мира, где и преобладают светлые тона, в том числе и золотой. Возможно, с помощью такой игры цвета, автор хочет показать взаимосвязь двух уровней композиции.
Почти каждый из собрания людей на заднем плане имеет четко - прорисованное выражение лица: здесь можно увидеть удивление открывшейся всем картине, сожаление, печаль, а взгляд человека, расположенного на переднем плане нижнего уровня, довольно радостный.
Справа от умершего, немного поодаль изображен священнослужитель, который держит богослужебную книгу и, очевидно, совершает чин погребения умершего. Взгляд священнослужителя сконцентрирован на содержимом книги и даже чудесное видение не отвлекает его. Священнические облачения золотого цвета и через это, думаю, художник игрой красок связывает нижний и верхний уровни картины.
Мне кажется, немаловажную функцию в соединении верха и низа выполняет крест. Он расположен рядом со священнослужителем и закреплен на длинном шесте. Длина шеста настолько велика, что, крест достает до открывшегося неба. На кресте присутствует образ распятого Господа. Шест с крестом держит человек, который искренним и доверчивым взором смотрит на священнослужителя.
На переднем плане нижнего уровня картины, по центру, расположен сам граф Оргас. Возле него стоит мальчик (сын) и указывает на сцену погребения умершего. Его бездыханное тело поддерживают святые угодники. Они бережно держат его, дабы не нанести никакого повреждения телу праведника. Взгляды их также заботливо устремлены на него. Глаза графа закрыты, а кожа бледная, в отличие от остальных присутствующих здесь людей. Разве что монах слева по бледности лица похож на покойника. Кстати, одежда этого монаха светлее, чем у всей толпы (не включая святых и священнослужителей). Это как-то роднит его с миром светлых тонов, в центре которого источник света - Господь Иисус Христос. Одет граф Оргас в металлические латы, возможно, такие же холодные, как и кожа его. Огни на факелах перекликаются с двух сторон и с верхним уровнем. Они, как указатели в горний мир.
Как бы между небом и землёй завис Ангел, возносящий душу Оргаса на небо. Он цепляется за густые светлые облака. Их встречают, сидящие на облаках Богородица и Иоанн Креститель. Одеяние Богородицы двухцветное: красное и синее. Образ Ее величественный, но Она, будто нисходит Своим выражением лица и склоненной головой к новому обитателю Небесного Царства. Иоанн Креститель в скудном одеянии: лишь на бедрах есть прикрытие наготы. Он стоит на колене и с протянутыми руками. Лицо его обращено ко Христу.
На фоне облаков имеется много маленьких Ангелов. Они даже порой нечетко прорисованы. Изображены они почти прозрачными. Облака наполнены ими. А на облаках пребывают сонмы святых. Они, сквозь облака встречают душу, несомую Ангелом. Виден Апостол Петр - хранитель ключей от Рая. Множество святых устремлены ко Христу, Который распростер руки и встречает их. Встречает и душу Оргаса. Он Один на всей композиции преисполнен света. Он - венчает Собою всё. У Него Одного нет темных тонов в образе и все Его Существо источает свет.
Спасибо, друзья, за внимание! Желаю успехов в Ваших творческих поисках и делах!