Слона пирожками не накормишь.
Источник изображения
Добрый день, дорогие друзья!
Те из вас, кто читал роман Виктора Гюго "Отверженные", могли обратить внимание на то в одной из частей упоминается, ныне демонтированный, загадочный памятник Наполеона самому себе - 24 - метровый "Слон Бастилии". Это сооружение недолго прослужило памяти "подвигам" Наполеона. Символ величия императора превратился в груду мусора. Впрочем, как и само Наполеоновское величие.(Слоны ведь в Париже не водятся:))
Источник изображения
Напомню, что карьерному росту будущего первого консула Франции способствовала великая французская революция, девизом которой был следующий: "Свобода, равенство, братство". (Liberte,
Egalite, Fraternite). Сомневаюсь, что она "Великая". Но это уже тема для другого поста.
Между "угнетенным" королевской властью народом и Бонапартом, в данном случае не осуществились эти красивые слова. Тот, кто заложил основы современной республики и подал народу демократии, нового административного деления территории, новой финансовой политики, столько сделавший для доступной системы образования во Франции, этот ЗЕМНОЙ герой "третьего сословия" вскоре сам стал узурпатором власти. А как по другому удержать под контролем послереволюционный беспредел?
Но, думаю, ошибка тех, кто верил в Наполеона, именно в слепой вере ему. А верили в него не только французы. И привилегированные русские люди дышали образом "благословенного" императора. Однако, война 1812 года помогла русскому человеку увидеть его наяву и победить Наполеона В САМИХ СЕБЕ. Может быть, потоэтому и удалось победить его на поле сражения.
(Французы верили в него, подобно тому, как у нас - кто-то верил в "МарксаЛенинаСталина". Хотя никто из этих народных вождей, не был готов страдать на Кресте за народ и умереть за народ. А вот народу за них умирать - это милости просим! Статистика вас не забудет!)
Итак, глядя на блеск золота короны и чувствуя прохладу металлического скипетра власти, не вольно забудешь про блеск в глазах народа, смотревшего на идеи революции и на тебя, как на сокровище драгоценное или как на горячие пирожки:)
Сама по себе идея горячих пирожков хороша, но, при неразумном обращении, они остывают, плесневеют и становятся ни к чему негодными. Со времен взятия Бастилии и революционных событий во Франции прошло более двухсот лет, а пользоваться доброй идеей свободы, равенства, братства учимся со скрипом: ведь свобода - это не беспредел, равенство - это не когда бедные уничтожают богатых, братство - это не панибратство.
Но ведь не только Наполеон сплетал себе лавровые венцы на голову. Много правителей в разных странах занимались этим.
Неужели между правителем и народом невозможно достичь ни свободных, ни равных, ни братских отношений? Не знаю. Но история показывает, что такие случаи бывали.
Например семья Царственных Страстотерпцев императора Николая II. Его супруга императрица Александра, которая имела слабое здоровье, лично прошла курс обучения сестёр милосердия и, во время Первой мировой войны, работала санитаркой в госпитале. В этом деле ей помогали её царственные дочери Татьяна и Ольга.
С утра до ночи они трудились, выполняя работу по уходу за ранеными и искалеченными солдатами. Это первый случай на Руси, когда царица стала санитаркой. И тут не до искания почестей. Когда перед тобой стонет человек без ноги или с колотой раной в груди - сразу забудешь, что ты император.
Рядом с царской семьёй трудились в сестричествах (например Георгиевская община сестёр милосердия) простые вдовы, дочери мещан и купцов, дочери священников.
Вот тебе и пожалуйста: братство (малых с великими), и равенство, и свобода. Абсолютный пример свободы выбора: оставить, (в пользу народа) покой, комфорт и получить бессонные ночи, боль в ногах от долгих дней без отдыха... В этом, думаю, и есть Царское Величие.
Да и сам царь Николай II вел в области социального законодательства самую прогрессивную на тот момент политику. Если бы это не было так, то тогдашний Президент США Тафт не заявил бы о том, что "ни одно демократическое государство не может похвастаться таким рабочим законодательством, как в монархической России".
Думаю, что идеи социального равенства и служения хороши не сами в себе. В противном случае, как часто это и бывало, с пеной у рта, бедные начинают уничтожать богатых.
Источник изображения
Социальное служение и равенство хороши, когда они являются средством для достижения пользы ближнему, смирению собственной души и обретению внутреннего мирного состояния (ибо, в противном случае можно помереть от чувства собственной важности).
При таком направлении вектора справедливости, думаю, ни малому, ни великому в голову не придёт мысль ковырять штыками в ком - то из своих братьев, для достижения свободы, равенства и братства.
Р.S. Даже самые ненужные предметы (такие, как вышеупомянутый "слон Бастилии" Промыслом выполняют нужную роль. Например, в романе Гюго "Отверженные", описывается, как этот памятник, будучи пустым внутри, служил домом для мальчика - беспризорника, укрывавшегося там от холода, дождя и для ночлега.
Как здорово, что всё в этом мире не напрасно!