Наиболее частые ошибки в фотографии, и как их избежать (Часть 2).
Виньетирование несмотря на то, что может использоваться как творческий элемент. Зачастую является ошибкой или браком. Наиболее часто данный эффект получается при использовании светофильтров с широким ободом или нескольких светофильтров. Неподходящая к объективу бленда может так же стать причиной виньетирования. Данная особенность может быть и свойством самого объектива.
На данном фото добавил для наглядности искусственную виньетку
Еще одной проблемой способной испортить фото может стать дисторсия вашего объектива.
Для тех кто не знаком с данным термином попробую объяснить таким образом. Это свойство объектива искажать видимое пространство. Чаще всего чем дальше от центра изображения тем больше искажение. Само искажение может быть выпуклым или вогнутым. Наиболее страдающими подобными искажениями можно смело считать объективы рыбий глаз или иначе говоря сверх-широкоугольные и широкоугольны. Хотя некоторые зум-объективы (с переменными фокусными расстояниями) так же подвержены дисторсии. Наиболее явно дисторсия проявляется на портретах и архитектурных или городских фото. Хотелось бы обратить ваше внимание что эффект дисторсии усиливается если оптическая ось объектива направлена не перпендикулярно снимаемому объекту, а под некоторым углом. В этом случае к перспективным искажениям добавляется еще и искажение от дисторсии.
пример вогнутой дисторсии, создана искусственно
Так же хотелось бы отметить, что технически не особо сложно убрать дисторсию при обработке фото. В конвертерах RAW формата и графических редакторах очень часто можно встретить так называемую коррекцию линз — lens correction. Но нужно понимать, что после такой коррекции изображение может размываться- размазываться. Начинающим главное не перепутать перспективные искажения с дисторсией.
пример выгнутой дисторсии, создана искусственно
Говоря об ошибках в фотографии хотелось бы опять немного вернуться к композиции кадра. Так как эта ошибка уже обсуждалась там. Размещая горизонт посередине вы как бы делите кадр пополам и взгляду сложно определить какая часть кадра является главной, конечно это не относится к зеркальной композиции. В данном случае наиболее выигрышным расположением горизонта в кадре является следование правилу третей. Горизонт зачастую смотрится лучше, если расположен в верхней или нижней трети кадра, в зависимости от того что вы снимаете, небо или землю.
пример горизонта по середине
Обращайте внимание на объекты находящиеся близко к краям кадра и параллельные им. Тут главное уметь отличить это естественная рамка (обрамление) или ненужный объект. Кусок стены или бордюра, ствол дерева, могут испортить снимок так же как и половина человека в кадре.
Если же по творческой задумке надо построить кадр так чтобы сделать крупный или полу ростовой портрет человека, а возможно просто обрезать какую – то неприглядную часть портретируемого. При полно ростовом снимке нив коем случае не обрезайте ноги, руки и голову. Везде необходимо некоторое пространство и желательно больше над головой чем под ногами. А если объект движется то еще и пространство для движения.
При необходимости обрезать ноги, делайте это таким образом, чтобы ваш кадр не проходил по суставам. Вы ведь фотограф, а не хирург. Ведь обрезка по суставам способна окончательно испортить ваше фото.
Удачное кадрирование допускает обрезку чуть выше и чуть ниже колен. В случае с руками чуть сложнее так как очень желательно чтобы руки были целыми, или обрезались по плечи. Так как обрезка по локоть зачастую смотрится не лучшим образом.
Говоря об ошибках как снова не упомянуть о прямой (встроенной в камеру) фотовспышке. Не стоит делать с ней снимки в условиях слабого освещения. А если и делать то хотя бы используйте просветный материал, или направляйте зеркалом белым листом и т.п. Свет в потолок или на белую карту значительно выше оптической оси камеры. Иначе ваше изображение будет довольно плоским.
И как же не упомянуть и фото на фоне его ворсейшества ковра. Снимки на пестрых фонах не лучший вариант.
Если вы желаете поделиться личными фото, подумайте какие эмоции эти снимки могут вызвать у других. Ведь это не вы и им может быть как минимум не интересно, и к тому же они не испытывают ваших эмоций к объекту на снимке. Чаще всего эмоции зрителей таких фото будут совершенно иными нежели ваши. К таким снимкам можно отнести фотографии Жен-Подруг, Мужей-Парней, Детей, домашних питомцев
Переполнение кадра довольно распространенная проблема. Не старайтесь включить в ваш снимок огромное количество объектов и предметов. Помните чем меньше предметов тем легче зрителю.
В среднем мозг человека лучше всего способен воспринимать 3-5 объектов на фото одновременно.
И то в случае если эти объекты связаны композиционно. В случае разбросанных по полю кадра и не связанных между собой предметов такое количество может быть меньше.
на данном примере перегруженность фото несколько нивелируется глубиной резкости и является составляющей частью картинки, но согласитесь даже в этом варианте взгляду сложно остановиться на каком то объекте
Следите за равновесием кадра. Не помещайте массивные или крупные контрастные объекты близко к левым-правым краям или углам кадра. А если такого не избежать старайтесь уравновесить кадр расположением с другой стороны подобного объекта.
Делая туристические фото избегайте снимков с размещением человека или себя посередине архитектурного объекта. Наиболее выигрышные туристические снимки можно получить взаимодействуя с окружающим пространством. Хотите снять себя и фонтан, коснитесь рукой воды, или камня. «Вот Я стою на фоне здания» - тоже мало интересно, гораздо больше привлекает внимание движение в кадре. Главное делать такие фото где вы не являетесь фоном для фона.
Снимок человека крупным планом посередине архитектурного объекта худшее что может быть в туристической фотографии. И это важно запомнить и избегать.
При обработке фото старайтесь избегать через мерной ретуши. Наиболее ценно в фотоснимке естественность и достоверность. И перегибы в обработке полностью лишают ваш снимок этих качеств.
И в завершение темы наиболее распространенных ошибок маленький личный совет:
Перед тем как нажать на кнопку фотокамеры, подумайте стоит ли объект и момент съемки того чтобы его зафиксировать. Зачастую момент для съемки бывает выбран неудачно. В таком случае лучше выждать или подстроить самому более удачное мгновение.