Святая инквизиция — кто они?
Инквизиция — как много в этом слове! Являясь специальным римско-католическим учреждением, она осуществляла преследование еретиков для их дальнейшего наказания, а вместе с тем пресечения ереси. Для тех, кто не совсем понимает, о чем речь: ересь — это средневековое обозначение попрания догматов католической церкви и отстаивание ложных (опять же, по мнению монополизатора веры — католичества) воззрений, которые претят основным доктринам христианской церкви. Еретиком же называли верующего человека, который прекрасно знал о канонах католичества, но считал их неверными.
Отрицаешь, что Христос своей жертвой искупил грехи человеческие? Добро пожаловать в еретическое движение катаров, пройдите на костер. Утверждаешь, что Христос имеет лишь одну природу — божественную? А человеческую куда дел? Гори в аду, проклятый монофизит! Считаешь, что церковь должна быть бедной? Что ж, вальденсам инквизиция рада не меньше, чем катарам или монофизитам. И так можно продолжать очень долго — ереси начали появляться во II-III вв. и было их пруд пруди.
Однако в средневековье официального определения ереси и еретика толком не было, как и специального «реестра» с именами всех неугодных, поэтому деятельность инквизиторов порой достигала завидных масштабов — опасаясь ненароком упустить хотя бы одного еретика, инквизиторы зачастую преследовали всех тех, кто вызывал у них хоть малейшее подозрение или имел сношения с «открытыми» еретиками. К примеру, есть у тебя старый знакомый, с которым ты время от времени перекидываешься парой слов при встрече. А потом оказывается, что он — катар, ты — после общения с ним заражен его «злонамеренным учением», и вот вы в очередной раз видитесь, но только уже на суде инквизиции.
Не были редкостью и ложные доносы. Вот нагрубил тебе на торгаш на площади, а ты на него взял и настучал в нужные «органы». Может быть ему и удастся оправдаться, но скорее всего этого товарища уже никто и никогда не увидит. Тем же образом можно было свести счеты с давним врагом. Имела место и банальная жадность самих инквизиторов, которые, желая завладеть чьим-либо имуществом и деньгами, обвиняли невинного человека в еретических взглядах. Так, под горячую руку инквизиторов в средневековье попадало сотни тысяч абсолютно ни в чем не повинных людей. Отчитывалась и подчинялась инквизиция только папе римскому, который и являлся верховной главой этого организованного террора. Отмежевалась от папского контроля лишь Испанская инквизиция в конце XV века, там инквизиторы повиновались монарху.
Кем же были эти инквизиторы и что они из себя представляли? Набирали их в основном из двух христианских монашеских орденов — доминиканцев и францисканцев, однако были среди инквизиторов и те, кто не имел духовного сана в принципе. Согласно установленным в начале XIV века правилам, инквизитором мог стать человек не моложе 40 лет. Что о личностных качествах, то среди церковных палачей было полно тщеславных, озлобленных и беспощадных людей, зачастую фанатичных и жадных до денег.
Особым коварством отличался Роберто Ле Бург, в первой половине XIII века занимавший должность инквизитора всей Франции и прозванный молотом за чинимые им массовые репрессии. Ле Бург был настолько жесток, что в один момент своими действиями чуть не вызвал во Франции народный бунт. После этого папа римский от греха подальше сместил его с должности и кинул в тюрьму на пожизненное заключение. В историю Роберто Ле Бург вошел как первый и единственный инквизитор, осужденный церковной властью — настолько он перегибал палку.
Намного чаще с инквизиторами расправлялся сам народ. Так, некий Конрад Маркбургский, с 1227 по 1233 год свирепствовавший в Германии, в конце концов был убит несколькими рыцарями близ города Марбург. Та же судьба спустя 20 лет постигла доминиканца Петра Веронского, превратившего в ад север Италии. Но ничего страшного — в награду за тысячи невинно истребленных людей Петр был возведен церковью в ранг святых. Во как!
Всех их догнал и перегнал первый испанский инквизитор Томас де Торквемада, чинивший зверства в конце XV века. За 18 лет безупречной работы он отправил на костер, лишил собственности или кинул гнить в тюрьму больше сотни тысяч человек, среди которых было огромное число мавров и евреев. Достичь таких завидных высот мог, в принципе, любой инквизитор — эти люди были наделены неограниченными правами, лишить которых их почти никто не мог. Любого, кто осмелился помешать инквизитору, тут же отлучали от церкви. Как итог, они находились на особом положении и были абсолютно неприкасаемыми.
Имелись среди инквизиторов и теоретики, составлявшие для своих коллег правила ведения допросов и пыток. Среди них в первую очередь нужно назвать жившего во второй половине XIII – начале XIV вв. доминиканца Бернара Ги и его труд «Наставления инквизиторам», в котором автор рекомендует товарищам подходить к допросам с особой жестокостью и коварством дабы наверняка получить все необходимые признания. Еще одним известным теоретиком является Николас Эймерик, служивший инквизитором во второй половине XIV века. Его перу принадлежит инквизиционный вадемекум, в котором Эймерик предпринял попытку собрать информацию о всех возможных ересях, а также давал советы о том, как правильно допрашивать и казнить еретиков.
Нельзя не отметить и написанный в 1486 году Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером «Молот ведьм» - трактат по демонологии и методах преследования ведьм. Рекомендую к прочтению всем, кто хочет понять, почему именно женщины в большей степени предаются черному колдовству и как с этим бороться =)
Как видите, работка не из легких, занимает уйму времени, поэтому каждый инквизитор имел право назначать в подконтрольные ему города своих уполномоченных — викариев. Ну а что? Пытать и сжигать людей дело не секундное, везде не успеть, поэтому приходилось рассылать помощников, которые разыскивали, пытали и выносили приговоры на тех территориях, куда инквизитор не поспевал. В XIV веке к каждому инквизитору приставили эксперта-юриста (квалификатора), задачей которого было «подогнать» устраевымый его начальником беспредел под правовые нормы. Иными словами, эти юристы должны были грамотно сформулировать обвинение и приговор, дабы не вышло противоречий с законодательством. В результате, это еще больше развязывало инквизиторам руки — они знали, что в случае чего их прикроет квалификатор, вследствие чего уровень жестокости только повышался. Также, юристам-экспертам было дано право выносить приговор, однако они были лишены возможности судить объективно и независимо: жалованье им платил именно инквизитор, подчинялись они непосредственно ему, а значит писали и говорили то, что прикажут.
Конечно, все это беззаконие не было секретом: на протяжении столетий инквизиторов постоянно ругали за фальсификацию показаний и чрезмерную жестокость. Папы римские не могли не обращать на это внимание и со временем в систему инквизиции были введены еще две должности — нотариус и понятой. Задачей нотариуса было засвидетельствовать показания свидетелей и обвиняемого и закрепить их своей подписью, а понятых — присутствовать при этом действе. Однако тут мы натыкаемся на те же грабли: несмотря на то, что нотариус имел духовное звание и утверждался папой, основной доход он получал из рук инквизитора и поэтому находился в полной его власти, подписывая все, что тот ему на стол положит. Что с понятыми? Их в основном набирали из состава доминиканского ордена, откуда зачастую были и сами инквизиторы. Не сдавать же своих!
Еще три важных фигуры в составе трибунала инквизиции: врач, прокурор и палач. Прокурор — обвинял, палач — убивал, ну а врач должен был пристально следить за тем, чтобы обвиняемый не вздумал умереть во время пытки. Кроме официальных должностей в составе трибунала были подпольные работники, в числе которых находились тайные доносчики и шпионы. Вопреки расхожему мнению, эти люди не являлись сплошь бандитами и негодяями, точнее не только ими — частенько соглядатаев рекрутировали из числа поэтов, художников, обычных торговцев и военных. Аристократы и почетные граждане также принимали участие в судебном процессе, осуществляя аутодафе, то есть публичное осуждение еретиков на главной площади города. Они же сопровождали осужденных на костер и помогали его разжечь, что являлось большой честью.
Эти подпольные рабочие (их также называют «родственниками») тоже пользовались большими привилегиями, ибо являлись служителями инквизиции. Безнаказанность открывала для них все двери, вследствие чего «родственники» нередко занимались шантажом и вымогательством, угрожая арестами и доносами.
Ну а на этом пока все, друзья. Уже в следующий раз мы подробнее поговорим о методах допроса и пыток средневековой инквизиции, поэтому не переключайтесь!