[Поэтическая мастерская] "Поэтический жанр - посвящение"
Наши души, не правда ль, ещё не привыкли к разлуке?
Все друг друга зовут трепетанием блещущих крыл!
Кто-то высший развёл эти нежно-сплетённые руки,
Но о помнящих душах забыл.
Марина Цветаева
Я выключаю солнце. Вслед за осенним ветром
время настанет греться у другого огня.
Я выключаю небо. Листья слетают с веток,
будто бы возвращаясь вновь в тишину, к корням.
Мне остаётся память – нежная, словно лето.
Сколько бы было жизни, если б услышал ты!
Сколько бы стало яви, сколько зажглось бы света…
Как же грустно прощаться. Страшно, до немоты...
Анна Михайловна Островская
автор - @zaria
Здравствуйте! С вами я - Ольга Заря и моя Поэтическая мастерская.
Сегодня мы поговорим о поэтическом жанре - посвящение, об эпиграммах и мадригалах, об эпитафии и поэтических надписях.
Мудрецы говорят, чтобы понять, что за человек находится рядом с тобой, нужно с ним расстаться. ..
Пост посвящается памяти моего мужа, который ушёл за горизонт три года назад - 16 декабря.
"Из жизни он ушел мгновенно, а боль осталась навсегда"...
Поэтому с жанром - поэтического посвящения мы познакомимся на примере моего скромного творчества.
ПОСВЯЩЕНИЕ — поэтический жанр, лирическое стихотворение, предваряющее большое произведение. В Посвящении поэт открыто мотивирует подношение этого произведения определенному лицу или, наоборот, выражает свои чувства неназванному адресату, который один только и может понять намеки и недомолвки, имеющиеся в Посвящении.
ЭПИГРАММА(греч. επίγραμμα — надпись) — 1) в античной литературе стихотворная (редко прозаическая) надпись на храмах, зданиях, постаментах к статуям, на посуде и т. п., содержащая прославление богов или героев. Позже эпиграммы приобрели самостоятельное значение как малый жанр лирической поэзии — обращение к какому-либо лицу, нравоучительное высказывание, пожелание, восхваление, порицание и пр.
МАДРИГАЛ (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.
Мадрига́л (фр. madrigal, итал. madrigale) — в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.
Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV—XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.
Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.
Однако, стихотворение хвалебного содежания может быть и "надгробным мадригалом". Помните, у Пушкина в "Евгении Онегине"?
...Он Ольгу прочил за меня,
Он говорил: дождусь ли дня?..»
И, полный искренней печалью,
Владимир тут же начертал
Ему надгробный мадригал.
Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими именами: Алина, Лаиса, Селина, Лила и тому подобными.
Пример мадригала В. И. Туманского:
Вы все имеете, чем нежный пол гордится
Приятности, красу и свежесть юных лет.
Кто знает разум ваш — дивится,
Кто знает сердце — тот своё вам отдает.
ПАМЯТНАЯ НАДПИСЬ — Короткий текст, помещенный на внешней стороне предмета; то, что надписано на чем-нибудь. Надгробная надпись.
ЭПИТАФИЯ- это надпись на памятнике, скорбные слова об ушедшем человеке, часто в стихотворной форме.
Эпитафии в переводе с греческого – надписи на надгробиях, сочиняемые на случай чьей-либо смерти. Эпитафии (надгробные надписи) могут быть простыми выражениями (слова скорби), так и произносится как стихотворное изречение (поминальные стихи), разделенных по признаку количества строк в стихе: одностишия, двустишия, четверостишия. Эпитафии на памятниках в основном короткие и при этом наполнены глубокими чувствами с философским содержанием.
Варианты эпитафий:
Из жизни ты ушел мгновенно, а боль осталась навсегда.
Не высказать горе, не выплакать слез,
Ты счастье и радость из дома унес.Нашу боль не измерить и в слезах не излить
Мы тебя как живого будем вечно любитьОдной звездой стало меньше на земле,
Одной звездой стало больше на небе.Сердце погасло, будто зарница, боль не притушит года,
Образ твой будет храниться в памяти нашей всегда.Прости, что нам под небом звездным к твоей плите носить цветы.
Прости, что нам остался воздух, каким не надышался ты.С любимыми не расстаются, лишь рядом быть перестают.
Спи спокійно наш рідненький, в темній хаті, вдалині.
Хай печаль та наші сльози не тривожать твої сни.
Я не случайно привела здесь примеры эпитафий. Просто я плавно перейду от них к своему творчеству, к посвящениям моему покойному мужу.
(фото моего мужа Владимира Ивановича)
Опустела без тебя земля...
16 декабря, три года назад, я рассталась со своим мужем. Он вышел на несколько минут в магазин, и сердце его остановилось навсегда.
Всё то, что, возможно, я не успела ему сказать при жизни вошло в цикл стихотворений-посвящений "Опустела без- тебя земля"
Стихи я писала ежедневно все 40 дней, читатели не могли не заметить в них как бы
снятую с моего мужа , так сказать, еще сырую - поэтическую посмертную маску.
В память о муже я бы хотела в своей мастерской поделиться с вами и своей болью, и своими поэтическими размышлениями. Спасибо всем, кто присоединится ко мне в эти дни.
Мёртв тот, кто забыт. Человек не умирает, если память остаётся...
Ещё мудрецы говорят, чтобы оценить того, кто с тобой был рядом, нужно расстаться с ним, в моём случае - потерять навсегда...
Бессилье
Упало небо мне на плечи.
Я даже вздрогнуть не успела.
Молчу. Смирилась. Не перечу.
Душа болит сильнее тела.
И кто-то память пилит-пилит…
Всё - отбирая по частице…
О, Боже…Вот оно бессилье…
Не устоять…не разделиться…
Твой холм окутало порошей…
И жуткой боли - столько-столько…
Мой муж любимый, мой хороший…
Невыносимо одиноко…
И тянет душу, давит, колет
Так изнурительно и люто.
За что одной мне столько боли
В колючих стонущих минутах…
Кто погасил рассвет над нами?
Откуда горе? Что мы? Где мы?
Кто будет греть меня ночами,
Собою прикрывать проблемы…
И кто теперь мне сварит кофе,
С улыбкой пригласит к застолью.
Мне плохо, понимаешь, плохо…
Я не справляюсь с этой болью.
Ты догоняешь в небе стаю.
Я плачу и слежу за нею…
О, как всё это убивает,
Не делая меня сильнее…
9 дней...
Тяжело в кричащей тишине
всё, что было – пролистать сначала...
-Напиши, Зайчишка, обо мне, -
ты просил. А я в ответ молчала.
А теперь пишу-пишу-пишу...
Только ты меня уже не слышишь.
Мастерю стихами парашют,
чтобы ты на нём спустился Свыше…
Девять дней печальных и ночей
ворошу строкой живую рану.
Не поверю, что стишок ничей,
если сердцем временно воспряну.
В худший Новый год
Два солнца стынут,- о Господи, пощади!-
Одно — на небе, другое — в моей груди.
Марина Цветаева.
Преданность собачья, верность чёрных глаз…
Плачу-плачу-плачу целый день о нас…
Ничего не мило, если нет тепла…
Я его хранила, но не сберегла.
Нет моей короны – сдули декабри.
И на щит червлёный – лучше не смотри.
Отложу лекала и взрывную смесь.
Всё я растеряла – остальное здесь.
Пахнут кровью алой два моих крыла,
Много обещала, но недодала…
Так любить хотела до последних дней,
Только в небе белом тучи всё черней.
Запах ели хвойной – это не для нас.
Помню-помню-помню каждый миг и час.
Как сулил удачу - глаз водоворот…
Плачу-плачу-плачу в худший Новый год…
Я проживаю 40 дней назад...
Не могут строки выживать враздробь,
Когда стихотворение одно.
В ресницах ночи не упрятать скорбь,
На землю звёзды льются всё равно…
Не по заслугам время воздаёт,
Не по карману с каждого взыскав.
К чему теперь любвеобильный рот.
Кому теперь мой незлобивый нрав…
Я проживаю 40 дней назад…
У правосудья – свой, наверно, меч.
О, сколько мук от всех моих утрат,
Но невозможно их ничем прижечь.
Когда земля тоской воспалена,
Непредсказуем каждый поворот.
Одета в белый траур тишина.
И кто-то душу, словно сад, стрижёт...
Навсегда
Мой любимый, близкий и родной…
Оказалось, время – штука быстрая.
Навсегда - расстался ты со мной…
Сотрясая небо - громким выстрелом.
Выключая белый свет вокруг,
Становясь на время - чёрной меткою…
Забирая всё тепло из рук,
Разрывая все заклёпки - крепкие.
Так не мы решили, а Судья
Оставляя на прощанье - малое…
Если б знать, что не успею я
Больше сердце поддержать усталое.
Если б знать, что нужен только миг,
Оказаться где-то за пределами…
Что теперь придётся за двоих
Мир держать руками онемелыми.
Говорят, что жизни нет конца…
Но уже тебе я не попутчица…
Вряд ли детям заменю - отца,
Внукам – деда – тоже не получится...
Если б знал ты, как мы верим в то,
Что, уйдя, вы снова воскресаете…
Ты всегда нам нужен, как никто…
Оставайся жить в душе и памяти…
Много в жизни смешных потерь...
Мы лишились земного рая.
Омрачился эдемский сад.
Всё на убыль идёт, я знаю...
Если жизнь – это боль утрат.
«Ах, смешные мои потери»,
Обхохочешься от потерь...
Я не плачу – но ты не веришь.
Улыбаюсь, но ты не верь...
Вспоминаю твою походку,
Обнимаю твоё трико.
Всё отрывочно и нечётко.
Всё мучительно нелегко.
Вижу руки - они в тумане,
Те, что грели меня в ночи.
Мой мужчина, что не обманет,
Что в страданиях - промолчит.
Что-то острое колет в сердце
И тревожно сжимает грудь.
От судьбы никуда не деться,
Если сможешь – забудь, забудь...
Чёрный колокол – память наша.
В чёрной рамочке твой портрет.
Одиночество – это страшно.
И томительней страха нет.
Ночь стучится в окно угрюмо,
Что-то яркое – гаснет вмиг.
Избегаю сегодня шума,
Если ты к тишине привык.
Не бывает судьба ошибкой,
Не смириться с такой судьбой...
А недавно шептал с улыбкой:
«Где бы ни был – всегда с тобой»…
Обнимаешь меня незримо,
Так и будет…всегда... со мной...
В день рождения твой, любимый,
Добавляю теперь – «земной»…
Безысходности нет. Возможно,
Подниматься учусь сама...
На пороге давно тревожно
Поджидает меня зима…
Спасибо всем, кто заглянул ко мне в Поэтическую мастерскую.
Берегите себя и друг друга!
Ваша - Ольга Заря
(фотографии из архива автора, картинка - фонд интернета)