[Поэтическая мастерская] В начале был монорим. Учимся говорить в рифму
автор - @zaria
Здравствуйте! С вами я - @zaria и моя Поэтическая мастерская.
Я продолжаю знакомить вас со своим творчеством и небольшими секретами поэтического мастерства. Сегодня немного поговорим о теории стихосложения.
Мы вместе с вами учимся писать стихи, знакомимся с поэтическими терминами, нарабатываем поэтические навыки. Всё гениальное - просто. И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о монориме. Как указывает М. Л. Гаспаров, монорим был наиболее ранним способом регулярного употребления рифмы, а затем, с появлением более сложных схем, «моноримы стали редкостью".
И по доброй традиции сразу же занырнём в историю происхождения слова монорим, в его этимологию:
Термин monorime «Монорим» — фр. monorime — стихотворение на одну рифму, т.е. обозначает использование одной (mono) повторяющейся рифмы (rime), как правило, в конце каждой стихотворной строки. При создании монорима используется сквозная рифма, т. е. рифма, которая проходит через все произведение или охватывает отдельную его часть.
Монорим отождествляется с понятием монорифмы.
Источник: https://www.litdic.ru/monorim/ .
Другими словами, монорим - это стихотворение или строфа с одной рифмой в каждой строке.
Чтобы в дальнейшем не было путаницы, я напомню начинающим поэтам, чем отличается строка от строфы, стих от стихотворения, катрен - от четверостишия.
Строфа — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.
Стих — это одна строка стихотворения. Иногда ошибочно в разговоре слово «стих» используется в значении "стихотворение" Хотя стих — это всего лишь одна стихотворная строка. И соответственно стихи — это несколько стихотворных строк.
В таком случае - строфа — это сочетание стихотворных строк.
Катрен - «Катрен» — фр. quatrain — четверостишие, стихотворная строфа из четырех строк. В самом слове есть цифра 4 (quatre). Некоторые авторы доказывают. что "катрен" - это для сонета, а нам правильней употреблять - "четверостишие". Другие авторы считают привязку к сонету - устаревшей. Каждый вправе сам выбирать, как назвать ему удобней, катрен - во всяком случае короче по размерам и легче выговаривается.
Возвращаемся к монориму, теперь мы ощущаем разницу в его местонахождении, когда говорим, что это стихотворение или строфа с одной рифмой в каждой строке. Теперь нас не смутит и выражение "монорим в катренах"
Сегодня любой из нас знает, что существуют разные виды рифмовки. Но не каждый знает, что в начале был монорим...
аааа
Изначально была попытка просто срифмовать строки строфы. Это мы называем МОНОРИФМОЙ (или МОНОРИМОМ)
А потом уже поэты начали из простого - создавать более сложное:
1.Срифмовали первую строчку со второй, а третью — с четвертой:
аабб
Такую рифмовку назвали ПАРНОЙ или СМЕЖНОЙ.
Первую строку срифмовали с третьей, а вторую — с четвертой:
абаб
Такую рифмовку назвали ПЕРЕКРЕСТНОЙ
А когда первую строку срифмовали с четвертой, а вторую — с третьей:
абба
Такую рифмовку назвали КОЛЬЦЕВОЙ - ОХВАТНОЙ - ОПОЯСЫВАЮЩЕЙ. Т.е все три названия верны, как и в случае - "катрен" - "четверостишие".
Был бы я благочестьем прославиться рад,
Был бы рад за грехи не отправиться в ад,
Но божественный сок твоих лоз, виноград,
Для души моей – лучшая из наград!
(Омар Хайям)
Сквозная рифма обычно вводится перед ритмической паузой, или цезурой, в конце стихотворных строк. Иногда рифма расположена в середине стиха.
Напомню сразу же , что ЦЕЗУ́РА в стихосложении -это пауза между словами, делящая стих на части.
Примечательно, что при простоте рифмованных схем и краткости форм восточной поэзии, её сохранившиеся образцы характеризуются лирическим содержанием и философским смыслом.
- "Монорим – наиболее ранний способ систематического применения рифмы. В позднейшей европейской поэтической практике путём вариации однозвучной рифмовки были созданы более сложные рифмованные схемы. Таким образом, моноримная традиция способствовала развитию новых стихотворных форм и стихосложения в целом. Моноримы в русской поэзии Русские моноримы восходят к временам устного народного творчества, что указывает на связь стихосложения с фольклором.
На сквозных рифмах построены сочинения разных фольклорных жанров:: народные песни, сказки, частушки. В русской классической поэзии однозвучная рифма использовалась преимущественно в стихах сатирического и юмористического характера, что обусловлено простотой их формы и содержания. Моноримы писали известные русские поэты А. А. Фет, А. П. Сумароков, А. Н. Апухтин, Н. Н. Асеев, Ф. Сологуб, К. И. Чуковский и др"".
Моноримичный фрагмент из поэмы для детей «Телефон» Корнея Чуковского:
А недавно две газели
Позвонили и запели:
— Неужели, в самом деле,
Все сгорели карусели?..
Современное значение В современной литературе однозвучная рифма встречается всё реже в авторской поэзии.
Я заглянула в своё "стихохранилище" и убедилась в том, что этот вид рифмовки у меня отсутствует.
Решила влёт попробовать восполнить этот пробел. Каждый автор должен попытаться реализовать свой потенциал в разных напралениях поэтического самосовершенствоания.
Для начала я скороговоркой решила в форме монорима рассказать о себе:
В игре кажусь игривою,
В труде неторопливою,
В признаниях - стыдливою,
С друзьями - говорливою,
С подругами - смешливою,
С врагами - терпеливою,
В молитве - сиротливою,
В стихах - красноречивою,
На радио - шутливою,
А в темноте - пугливою,
Уже не стану лживою,
Ленивою, хвастливою,
Ворчливою и льстивою,
К другим - несправедливою.
Я в дружбе с перспективою,
Лечу себя крапивою,
И лучше быть счастливою,
Чем самою красивою.
Поднатужилась и ради интереса пофилософствовала в форме монорима (блиц-катрены для мастерской):
Пишем строки вкусные
Смешанными чувствами.
Видно, не отпустим мы
Наше счастье грустное...
Без вины - безвинные,
С грустью беспричинною,
Согреваем спинами
Холода простынные.
Зря себя испытывать:
Не испить испитое.
Не забыть - забытое,
Не убить убитое...
Не жизнь, а огорчение,
Моя любовь - мучение.
Тоска - моё лечение
А боль - для облегчения.
Осталось попробовать свои силы в частушках:
Я устала - неохота
Над частушками работать.
Может быть, поможет кто-то
Мяч забить в мои ворота?
Ну, вот и само собой получилось вам задание:
Напишите частушки-четверостишки, выполненные в форме монорима.
Победителю -приз моей симпатии и отдельный голосистый приз от нашего сообщества.
До новых встреч в нашей Поэтической мастерской!
Берегите себя и друг друга.
Ваша Ольга Заря, @zaria
(фото автора мастерской - Ольги Заря - из домашнего архива)