[Редактура] Путевка в никуда
Редактор: @nikro
Приветствую.
Сегодня хотелось бы разобрать некоторые ошибки и сложности, с которыми сталкивается большинство людей, пробующих начать писать прозу.
Пост будет основан на тексте, присланным на почту редакции. Сразу оговорюсь, что я ничего не имею против автора и не хочу его обидеть. Все, что я скажу, будет касаться больше текста, нежели личности.
Итак, план публикации таков: Первым делом вы можете ознакомиться с оригинальным текстом, присланным автором, далее я выскажу свои мысли и на конкретных примерах покажу, как можно было бы сделать эту историю лучше.
Текст прислан пользователем: @supermaks
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ, ПОЛУЧЕННЫЙ ОТ АВТОРА, БЕЗ ПРАВКИ:
Название "Путёвка в никуда"
Диме было лет сорок. Он был невысокого роста, среднего телосложения. Он работал в полиции оперативником, в отделе по борьбе с организованной преступностью. Сегодня Дима раскрыл целую серию преступлений. В конце рабочего дня его вызвал командир. Так как их отдел уже много лет гонялся за этим преступниками, то командир решил лично наградить Диму путевкой на дорогой курорт. В путёвке было написано: "семидневный отдых в отеле "Royal Palace" на острове Мальдивы". Датой отплытия стал завтрашний день. Командир уже подписал ему отпуск. Дима поблагодарил его и вышел из кабинета. Домой он шёл весь на радостях. Придя домой, Дима перекусил и сразу зашел на сайт отеля. Оттуда он узнал, что в отеле "все включено". Дима решил лечь спать пораньше, так как завтра он должен уже выплывать. На следующий день он проснулся на рассвете и начал собирать вещи. Когда наконец вещи были собраны, Дима посмотрел на часы. До прибытия корабля оставалось ровно полчаса. Он понял, что опаздывает. Он Быстро спустился, сел в машину и поехал, по пути нарушая все правила дорожного движения. Каким-то чудом, Дима всё-таки доехал до порта за минуту до прибытия лайнера. Заранее он заплатил за парковку на десять дней вперёд. Он вышел из машины, взял свой багаж, закрыл машину и побежал к причалу. Он увидел, как разрезая волны, к причалу подплывает огромный белый лайнер. Когда Дима наконец зашёл внутрь, он начал всё осматривать. Первое, что он увидел - был ресторан. Дима был с утра уставший, поэтому сначала решил пойти в свою каюту и хорошенько отдохнуть. Вскоре они отправились. Дима проснулся от воя сирен. Он сразу побежал на палубу, где в панике бегали разные стороны люди. Тут он увидел, что лайнер быстро уходит под воду. Дима подбежал к шлюпкам и пока никто не видит, прыгнул в одну из них. Перерезав веревку ножом, который он всегда носил с собой, он приготовился к падению на воду. Но внезапно, на голову Диме что-то упало, от чего он потерял сознание. Очнулся он от толчка. Первым делом он осмотрелся. Дима увидел, что находится на очень маленьком острове, на краю которого стоит дом. Он сразу проверил запасы. В его карманах был промокший телефон, нож и коробок с сырыми спичками. А в лодке лежало две бутылки воды и хлеб. Дима оставил в лодке спички и телефон, чтобы они просушились и сразу пошёл к дому. Он постучал в дверь.
- Кто там? - сказал чей-то хриплый голос.
- Меня зовут Дима! Мне нужна ваша помощь!
- Что? Тут нет никого живого, кроме... - задумавшись произнес кто-то.
После этих слов послышался звук перезарядки ружья. Дверь открылась. Оттуда вышел пожилой мужчина с длинной неаккуратной бородой. В руках он держал ружьё.
-Человек?! - с удивлением произнес мужчина.
-Да. - с недоумением ответил Дима.
-Как же ты сюда попал?
-Кораблекрушение ...
-Понятно...
-Куда я попал?
-Я сам хотел бы знать... Я уже давно здесь... Отсюда нет выхода...
-А можно я у вас хотя бы переночую?
-Нет, ищи себе другое место!
Мужчина резко переменился в лице и захлопнул дверь так же неожиданно, как и открыл её. Дима остался в недоумении. Он решил переночевать в лодке, а на следующий день подумать о том, как выбраться отсюда. Находиться на одном острове с этим человеком было не очень безопасно. Он нарвал травы неподалеку, покидал их в лодку вместо подушки и лёг спать.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКТОРА:
Несложно догадаться, что этот отрывок – начало истории. Дальнейшее развитие событий мне не известно, так что свои выводы я буду делать исходя исключительно из данного материала.
Первым делом глаз режет обилие слов типа “был”. С этим сталкивается почти любой, кто не привык письменно выстраивать цельную историю. Да, “был” – универсальное сказуемое, позволяющее построить любое предложение, но именно поэтому оно – костыль. А от костылей следует избавляться в первую очередь.
Да, может быть, не получится отказаться полностью. Я и сам иногда малодушничаю, и иду этой простой тропой, но нужно стараться сокращать концентрацию таких слов до минимума. Одно слово на пятьсот, одно на тысячу, одно на две тысячи. Ограничивать себя.
В этом тексте 8 “был” на 550 слов. И это, кажется, не так уж и много, но почти все они стоят рядом, и это не может не бросаться в глаза.
Далее – весь первый абзац, (который по-хорошему можно разделить на несколько) – протокольный пересказ событий. Попытка дать характеристику персонажа в первом предложении, его предысторию в двух следующих, а после – сжатое описание событий, построенное по одной схеме.
Посмотрите (я скопировал главные части предложений):
он шёл
Дима решил
он узнал
он проснулся
Дима посмотрел
Почти всегда стоит подлежащее, а за ним сразу сказуемое. Из-за этого предложения кажутся сухими, однообразными, и напоминают школьное сочинение.
В итоге, у меня складывается впечатление, что сам автор хотел поскорее перейти к приключениям героя на острове. Но понимая, что попадание на остров нужно как-то обосновать – пишет весь этот текст одним большим абзацем. При этом (возможно) устает и в итоге прерывется там, где как раз должна начаться история.
В общем-то, мой совет – не грызть кактус.
Судя по представленному куску, основные приключения будут на острове, так почему же не начать с острова сразу?
Этим убивается целый выводок зайцев!
Во-первых, сцена где главный герой просыпается на неизвестном острове, после каких-то трагических событий более выигрышна и цепляет читателя сильнее, чем “Диме было лет сорок.”
Во-вторых – сразу, без промедления, мы переходим к истории. Читатель не расстраивается, понимая, что то, что он только что прочитал – еще не сам рассказ, а просто предыстория, не особо важная для основного сюжета.
В-третьих – история, развивающаяся и в настоящем и в прошлом более выгодна, чем история, развивающаяся в одной временной плоскости.
То есть если рассказ начать с пробуждения главного героя на каком-то острове, читателю будет интересно не только, что произойдет с ним дальше, но и какие события привели его туда.
Из предыстории тоже можно сделать сюжет – еще одну ниточку событий, за которой будет интересно следить. Тем более, что изначально поездка на лайнере подана вяло и скучно.
Не нужно вываливать предысторию сразу, но и не нужно наделять главного героя клишированной амнезией. Всего-то – давать дозированные флешбеки, в зависимости от ситуации. Главный герой может вспоминать эпизоды из жизни или кораблекрушения.
Еще одно слабое место текста - детали.
Их фактически нет. И это, возможно, не плохо само по себе. Бывают рассказы, где детали не так важны, или детали, опустив которые, ничего не теряешь.
Но бывают детали критически важные для восприятия.
К примеру – что это за остров? В тексте дается такое описание: очень маленький остров.
Но это ничего не дает.
Остров может быть мал так:
А может быть несколько километров в диаметре.
Далее, какой это остров? Тропический? Там пальмы и песок? Может там острые черные камни и вулкан посередине? Или там грязь и сырость?
Потому что если где-то позднее в повествовании внезапно окажется, что герой застрял чуть ли не на льдине, а читатель все это время представлял себе тропический рай, его ждет серьезный когнитивный диссонанс.
Отредактировать этот текст можно. Удалить надоедливые “был”, перефразировать предложения, но, к сожалению, это не сильно его улучшит.
В нем нет мяса, нет деталей, нет того, за что можно ухватиться читателю. Только голый скелет схематичного сюжета. Да еще и при этом не понятно насколько для истории важно описание путешествия на лайнере.
Ниже я попытаюсь представить пример, как можно было бы подать этот же эпизод, в куда более выигрышном свете, используя информацию, почерпнутую в авторском тексте.
ВАРИАНТ РЕДАКТОРА:
Очнулся он резко.
Показалось, что падает. Первым желанием было за что-то схватиться, удержать равновесие.
Слепило. Не привыкший находиться на улице без солнечных очков Дима не сразу смог разлепить глаза. От яркого солнца выступили слезы.
Заслонившись рукой от света, Дима привстал.
Снова качнуло, на этот раз слабее.
Лодка.
Прибой пошатывал лодку. Та закопалась носом в песок, но прибой словно хотел вытащить её оттуда. Каждая волна подталкивала лодку в бок, раскачивала её.
“Какого… почему я в лодке?”
Воспоминания нахлынули резко.
Разрозненные, пестрые, завертелись безумным калейдоскопом. Путевка. Недельный отдых. Круизный лайнер…
Глаза почти приноровились. Открывать их полностью было по-прежнему трудно, но смотреть, прищурившись – вполне. Песок отражал свет, не хуже снега зимой. Дима никогда такого не видел. Белый, даже, пожалуй, белее снега, если такое вообще возможно. Солнце ощутимо припекало, пощипывая щеки.
Взгляд повело. Затошнило. Боль иголкой пронзила голову.
Дима инстинктивно прижал руку к затылку. Что-то хрустнуло в пальцах, короткий ежик волос скрывала какая-то корка. Испуганный, Дима отдернул ладонь. Кровь. Запекшаяся.
Конечно.
Когда это все завертелось, и лайнер пошел ко дну, надежда осталась лишь на спасательную шлюпку. Последнее, что Дима помнил, как рубанул трос ножом и приготовился упасть вместе со шлюпкой на воду, но вместо этого из глаз посыпались искры. Что-то свалилось на голову и выключило сознание, словно телевизор, чью вилку вытащили из розетки.
Дурацкий лайнер. Дурацкая путевка от начальства. И этот обещанный семидневный отдых в отеле "Royal Palace". Где он там находился?
Мальдивы...
Это что они?
На курорт не похоже. Остров малюсенький. Такой, что куда не глянь – видно море. Или океан. Островок белоснежного песка посреди голубой водной глади.
А это еще что?
Дима не поверил глазам.
Метрах в ста от него – почти на противоположном конце острова – стоял дом. Настоящий бревенчатый дом с дверью и окнами.
Дом, явно построенный руками человека.
Неужели все же курорт?
Дима оперся о борт, свесил ноги. Те слушались неохотно. Едва не упал, слезая. Ноги по щиколотку провалились в песок. Ничего подобного Дима в жизни не ощущал. Он ненавидел песок – обычно тот грубый, натирает кожу, забивается под одежду и кусается словно клопы. Этот же напоминал сахарную пудру - мелкий, стертый практически в порошок.
Но долгие восхищения Дима позволить себе не мог.
Его вниманием владело другое. Утопая в мягком, словно ковер, песке он, пошатываясь, пошел к дому.
По привычке проверил карманы.
Спички. Фирменный коробок. Такие лежали на барной стойке. Тогда он взял один машинально, не задумываясь.
Дима открыл коробок. Отсырели.
В другом кармане – смартфон. Мокрый. Конечно, не включается. Надо бы просушить позднее.
Поравнявшись с домом, Дима почувствовал себя глупо. Абсурдная ситуация – единственный дом на странном острове... Служба в органах к такому не готовила.
Постучал в дверь.
– Кто там? – хриплый ответ раздался незамедлительно.
– Я… Меня Дима зовут! Мне… в общем помощь нужна!
– Что за чушь? Нет тут никого живого, разве что… – хриплый голос за дверью осекся.
Послышался лязг. Знакомый такой и недобрый. Будто незнакомец взвел ружейный курок.
Дверь открылась.
На пороге стоял старик с густой бородой, торчащей в разные стороны. В руках, наготове он держал “Сайгу”.
– Ч…Человек? – с удивлением пролепетал старик.
– Да, – с недоумением ответил Дима.
– Как? – старик от удивления пучил глаза. – Как ты попал сюда?
– Кораблекрушение…
Старик задумчиво кивнул.
– Что это за место? – не выдержал Дима. – У вас есть телефон? Куда я попал?
– Я и сам бы хотел знать, сынок. Давно я уже тут, – старик перехватил ружье одной рукой, а вторую запустил в бороду. – Знаю только то, что отсюда нет выхода.
– Можно я хотя бы зайду? – Дима сделал нерешительный шаг.
– Нет! – старик вскинул ружье. – Проваливай!
Дверь захлопнулась.
“Нет выхода?”
“Что за чушь?!”
Дима сжал кулаки. Он обязательно выберется с этого проклятого острова.