Шаматха. Ошибки – яд возможностей. Противоядия.
Итак, об ошибках и противоядиях.
Ошибки – это яд, который убивает наши возможности. Для данного случая рекомендованы восемь зарекомендовавших себя в процессе занятий медитацией противоядий.
Как нам уже известно, первая ошибка – лень, главный яд всех наших возможностей. Нет противоядия – лень невозможно устранить. Есть – можно, и даже очень просто.
Размышляйте о выгоде при достижении шаматхи, выгода – это вера, чем больше человек будет верить в то, что заниматься шаматхой ему выгодно, тем сильнее будет его убеждённость. Размышления о выгоде приведут к вере, а вера к убеждённости, убеждённость – к вдохновению и практике.
Мы уже сказали о втором противоядии. Это – вдохновение, которого мы достигли через веру. Чем сильнее человек убеждается, что стремление к шаматхе – и было целью его жизни, тем сильнее он будет желать достижения цели. Это и есть вдохновение, рождающее энтузиазм.
Третье противоядие – энтузиазм. Человек наслаждается, получает удовольствие, занимаясь такой практикой. Скажем, мальчик не любит каратэ. Но он смотрит фильм о Брюс Ли, а тут ему говорят, что он тоже станет таким же сильным и неуязвимым. Мальчик преисполняется энтузиазма и будет заниматься до тех пор, пока не достигнет уровня Брюс Ли. Энтузиазм – это двигатель, обладающий огромной силой. Человек должен понять, что достижение шаматхи – это самая великая цель. Разве Вы не желает укротить свой беспокойный ум и освободиться от неведения и ошибок? А если Вы будете заниматься укрощением ума и устранением ошибок с наслаждением?
Удовлетворение или самоуспокоение – ещё одно, четвёртое по счёту, противоядие. Пройдитесь по цепочке: вера нас вдохновляет, вдохновение рождает энтузиазм, благодаря которому мы продвигаемся и продвигаемся до тех пор, пока у нас не возникнет удовлетворение, безмятежность.
Пятое противоядие – внимательность. Напоминает о том, что нельзя забывать объект свой медитации, которую надо удержать. А удержать можно только при помощи сосредоточения внимания. После удаления лени, надо избавиться от забывчивости и развить внимательность. Для этого не требуется постоянно поза для медитирования. В обыкновенной жизни следите за собой, своими действиями, мыслями, речью, телом. Постоянно и повсюду.
Теперь я попросил бы вспомнить о регулировании уровня насыщенности, цвета, яркости, контраста в компьютерной графике. Мы будем говорить о третьей ошибке: возбуждённости и притуплённости. Развитие бдительности и будет, пусть косвенным, противоядием против этой пары. Человек возбуждается от сильного напряжение во время созерцания, в этом случае мы перемещаем объект медитации ниже, можем также ослабить свет, исходящий от фигуры, что немного снимает напряжение.
Вялость или притуплённость появляется тогда, когда мы теряем напряженность созерцания. В этом случае мы можем немного приподнять объект созерцания. Возбуждённость и притуплённость невозможно снять физически. Вспомните опять же о компьютерной графике, где надо точно установить центр объекта.
Теперь о четвёртой ошибки – противоядие не применяют, а его как раз и надо принимать в данном случае. Значит, надо применять.
Помним мы и пятую ошибку: противоядие применяют, но теперь оно уже не требуется (больной выздоровел). В этом случае требуется просто придать уму состояние равновесия, расслабиться.
Ошибок пять, от трёх из них избавиться очень сложно. Но если избавиться от них, то от оставшихся двух избавиться легко, ведь Вы уже осваиваете медитацию. Как говорится, трудно начать, но в процессе определится и конец.
Следующий пост о девяти стадиях развития шаматхи со специфическими иллюстрациями.
Успехов.
Продолжение следует…
@azarovskiy
По конспектам лекций буддийских монахов.