Суть понятия Дхарма. Рубрика: ДХАРМА
Индия – крупнейшая страна Южной Азии. Хранительница великолепных произведений древности: Махабхарата, Рамаяна и Бхагават-Гита – это только малая часть культурного достояния этой страны. Даже такие великие умы, как Ломоносов, Леонардо да Винчи и Эйнштейн пытались постигнуть глубокий смысл философского достояния Индии.
Дхарма-чакра – буддийское «колесо Закона»
Эти древние произведения обнажают перед читателем пороки общества, показывая забытые истины и долг живого существа – дхарму, исполняя который, человек может вкусить сладкие плоды саттвы (благости).
Дхарма вечно пребывает в природе человеческой души. Именно она есть причина рождения и смерти, счастья и несчастья, горя и радости. Именно невыполнение своего долга ведёт живое существо к новому несчастливому рождению, а следование своей дхарме ведёт к постепенному освобождению от оков сансары. Зададимся же вопросом: что таит в себе это древние и таинственное понятие – дхарма?
Мы часто оперируем таким понятием, как долг.
Долг жены – заботиться о муже, долг мужчины – давать защиту женщине, долг матери – нежно и трепетно дарить любовь и внимание своим детям, долг сына – почитать родителей. Долг воина – сражаться на поле брани, а мой долг (возможно) – написать эту статью.
Семья и взаимные обязанности её членов
Но дхарма ли это – естественный долг живого существа?
Что мы вообще понимаем под живым существом?
Кто-то – своё тело, а кто-то – разум; другие – некую бестелесную сущность (душу). Так или иначе, если живое существо просто физическая оболочка, то в чём состоит его долг? В чём заключается его дхарма?
- В размножении?
- Во сне?..
- В сохранении своего тела?
- В добыче пищи?..
Нет! Концепции всех духовных учений Индии построены на представлении живого существа, как проявления духа, а не материальной плоти. И не признав это преставление за истинное, невозможно изучать и понимать ведическое наследие Востока.
«Время смерти неизвестно тем, кто получает тела в этом мире страданий. Увы, человек, находясь между счастьем и невзгодами, не знает своего собственного блага.»
Гаруда–пурана 27
Господь Вишну на царе птиц Гаруде
Следовательно, благо человека находится не в его материальной оболочке – не в проявленном теле, а за его пределами. Именно там и находятся истоки дхармы – миссии или долга каждого живого существа. Дхарма закладывается в Сердце живого существа, как внутреннее стремление атмы (индивидуальной души).
Но адхарма (неправедность) – желание наслаждаться и удовлетворять свои эгоистические потребности, вызванные умом, – не даёт воплощённой душе осознать свою истинную природу.
Дхарма приводит человека к любви и мудрости. Адхарма – даёт совсем иные плоды, являясь следствием привязанностей и причиной страданий.
«Пока живое существо позволяет уму находить удовольствие в привязанностях, до тех пор кинжал печали будет пронзать его сердце».
Гаруда-пурана 49
Господь Вишну и Богиня Лакшми летят на Гаруде – царе птиц
Путь дхармы ведёт к освобождению души, а путь адхармы надевает на живое существо оковы материального мира.
Автор материала: @ovtretya. Редактор: @mahadev.
С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»! 24.10.2017