Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Катха-упанишада. Эволюция сознания. Рубрика: ДХАРМА


     Мы начинаем комментарий на один из древнейших ведических текстов, который входит в 108 главных упанишад, Катха-упанишаду.


     Мы уже говорили, что Бог — это целостность, «трение» противоположностей. К сожалению, человеческий ум склонен рассматривать одновременно лишь одно из проявлений атмана: мужчину или женщину, добро или зло, свет или тьму. Ямарадж, следуя тенденциям ума большинства живых существ, говорит Начикете о двух формах проявления Бога:

Две ипостаси Бога дарует плоды праведных дел в мире материи. Господь входит в область сердца через воздушные потоки. Те, кто поддерживает пять огней домашнего очага и три раза совершает ягью, или те, кто знает брахман, говорят о «тени» и о «солнце».

     В этих строфах следует понять два важных момента:

  1.  Солнце ассоциируется с деятельностью в материальном мире. В этом мире мы все вынуждены действовать, выполнять свой долг по отношению к детям, родителям, выполнять супружеские обязанности и так далее. Но, подобно Солнцу, эта деятельность в материальном мире испепеляет своим жаром. И только самосознание себя, как тень, дарует прохладу и умиротворение.
  2. Также стоит понять, что жизнь пульсирует между двумя дыханиями: одно дыхание ведёт к «солнцу», а другое — к «тени». Одно дыхание восходящее, а другое дыхание нисходящее. Нисходящий воздушный поток входит в материальную природу, оплодотворяя её жизнью, а восходящий воздушный поток покидает материальную природу, забирая с собой индивидуальный эволюционный опыт живой материи. 


     Восход солнца

     Нисходящие и восходящие воздушные потоки вместе образуют замкнутую фигуру — круг. Круг может символизировать вечность эволюции сознания в пределах одной кальпы (4,32 млрд земных лет). По истечении этого срока сознание, атман, переходит в латентное состояние и покоится на покровах мулапракрити, первичной материи. В таком состоянии уже не существует ни времени, ни вечности, как и самого сознания. Но Яма говорит, что в пределах одной кальпы атман вечно пульсирует между бессознательным и осознанным своими состояниями. Эта пульсация и называется «эволюцией сознания».

     Хорошо об этом сказал в своих сочинениях Гегель: «Бессознательное породило мир, чтобы стать осознанным». Древняя китайская мудрость к этому добавила следующее: «Сначала дыхание становится камнем, камень становится растением, растение становится животным, животное рождается человеком, а человек становится Богом. Так и завершается цикл эволюции сознания».

     Бог смерти так говорит о вечности: 

Ты должен действовать в мире материи, Начикета, согласно заложенным в тебе природным данным, но действовать таким образом, чтобы твоё сознание постоянно эволюционировало — тогда достигнешь бессмертия.

     Лучше всего эту идею может продемонстрировать «таинство рождения». Испускание семени мужчины в женское лоно подобно нисходящему потоку воздуха, в котором присутствует атман. Материальная природа обволакивает атман. Попадая в среду, он начинает проявляться, наращивая кости и формируя плоть. Так бессознательное семя стремиться к сознанию, начинается эволюция сознания. Преодолевая различные стадии своего роста, каждое живое существо, в конце концов, приходит к смерти. Ну, а смерть может существовать только в пределах определённого отрезка времени, который принято называть «жизнь».


     Таинство рождения

     Такое понимание жизни можно свести всего лишь к одной линейной функции от времени f(t) =t, где время отождествляется с продолжительностью жизни живого существа в 100, 50 или 40 лет. Только в пределах этой линейной функции может существовать время, следовательно, и смерть. Так как не все наши уважаемые читатели склонны к математике, объясню то же самое языком мудрецов Востока.

     Восход солнца каждый день дарует свет и тепло, новую жизнь, развитие и процветание, приносит радость. Подобно нисходящим потокам праны в нашем теле, солнечные лучи нисходят в материальную природу, оживляя её. Таким образом, вся деятельность в материальном мире осуществляется в пределах лишь одного светового дня. Но за восходом следует закат — время «тени», умиротворения и спокойствия. В это время Земля отдаёт полученные за день солнечные лучи обратно в пространство, как восходящие потоки праны. Именно так циркулирует дыхание атмана.

     Проблема человеческого мышления в том, что в пределах одного светового дня жизнь представляется, как линейная функция, в которой существование времени несёт и наличие смерти. Такая жизнь подобна стреле, выпущенной лучником на рассвете и достигшей цели к закату. Длина пути этой стрелы равна одной человеческой жизни.


     Жизнь, как полет стрелы

     Если среднюю продолжительность жизни человека условно принять за 100 лет, то один день проявленной вселенной, атмана, будет равен 4,32 миллиардам земных лет. Этот период времени в Ведах называют кальпа или «день Брахмы». Таким образом, одна наша земная жизнь представляет собой 1/43200 часть от «дня Брахмы». Только в пределах этого малого временного отрезка существует линейность времени и смерти. Также вечность может существовать лишь в рамках одной кальпы.

     Вернёмся к нашему примеру с «таинством рождения». Когда человеческая жизнь пришла к своему закату, восходящие воздушные потоки извлекают изначальное семя атмана из пракрити, чтобы вновь войти в лоно материи с нисходящими потоками. Этот цикл будет длиться до конца «дня Брахмы», что в нашем случае аналогично вечности.


     Брахма и Сарасвати. Иллюстрация к Бхагавата-Пуране. 1793 г.

     В этот раз Ямарадж поведал Начикете о том, что вездесущий атман посредством двух циркулирующих потоков входит в лоно материальной природы и проявляется в ней как сознание.


     Об атмане и Брахме знали и писали в различных учениях древности:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА
  8. Катхаупанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  9. Катхаупанишада. Ложное эго. Рубрика: ДХАРМА
  10. Катхаупанишада. Искушение Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  11. Катха – упанишада. Беседы о благе. Рубрика: ДХАРМА
  12. Катха – упанишада. Слепцы, ведомые слепцами. Рубрика: ДХАРМА
  13. Катха – упанишада. В поисках Бога. Рубрика: ДХАРМА
  14. Катха – упанишада. В поисках Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  15. Катха – упанишада. Древнейшее божество. Рубрика: ДХАРМА
  16. Катха – упанишада. Материальная природа. Рубрика: ДХАРМА
  17. Катха – упанишада. Пракрити и дух. Рубрика: ДХАРМА
  18. Катха – упанишада. Личность Бога. Рубрика: ДХАРМА
  19. Катха – упанишада. Личность Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА



  Автор материала:  @ovtretya.                                                   Редактор: @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                30.01.2018  

5
16.487 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (6)
Сортировать по:
Сначала старые