Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-magic-india
7 лет назад

Катха-упанишада. От чувств к отрешению. Рубрика: ДХАРМА


     На прошлой статье можно было бы закончить тему чувственных наслаждений, однако остаётся один неразрешённый вопрос: «Почему в светском обществе живое существо предпочитает жертвовать всем ради удовлетворение собственных чувств?» Возможно, ответ кроется в самих принципах построения современного социума? Человечество породило эгоцентричное и эгоистическое общество, которое, несомненно, будет подвержено четырём недостаткам:

  1. желание обманывать;
  2. желание властвовать;
  3. желание наслаждаться;
  4. склонность к ошибкам.

     Все эти недостатки необходимы для нормального функционирования «машины эгоизма». Интересно также, что эгоизм взращивается обществом при формировании личности. Современные родители пытаются потакать своим детям в чувственных наслаждениях, удовлетворяя их потребности в сладостях или покупая новые игрушки. Они считают, что именно их дети – самые лучшие и достойны в этой жизни большего. Так и формируется личность, полная эгоизма. В дальнейшем, множество таких личностей создают общество. Но, когда общество замыкается на самом себе, оно перестаёт нормально функционировать: становится консервативным, закостенелым.


     Балованный ребёнок

     Рождаясь в материальном мире, живое существо впитывает ценности такого общества и становится таким же консервативным. Этот консерватизм передаётся из поколения в поколение. Рождённая в этом мире душа постоянно стремится удовлетворить свои чувства посредством материального тела. К сожалению, родители могут удовлетворить только те чувства ребёнка, которые известны и доступны им самим, то есть чувства, которые удовлетворяются объектами материального мира.

     Стоит отметить, что, говоря о воспитании ребёнка или ценностях той среды, в которой он воспитывается, я отнюдь не имею в виду, что необходимо ограничивать малыша в чувственных наслаждениях и всё ему запрещать, слепо следуя рекомендациям повелителя смерти в Катха-упанишаде. До пяти лет у ребёнка формируется отношение к материальному миру, и любые запреты в чувственных наслаждениях сделают его жестоким к этому миру. Арийцы, проживавшие на территории Индии пять тысяч лет назад, прекрасно это понимали, поэтому следовали двум направлениям в воспитании детей:  

  • до пяти лет нужно служить ребёнку;
  • после пяти лет научить его служить.  

     Мы неспроста провели краткий экскурс в воспитание детей и затронули тему общественных ценностей. Это должно дать читателям понимание того, что Начикета был из абсолютно другой социальной среды, базировавшейся на иных ценностях. Поэтому между современным человеком и Начикетой существует огромная пропасть. 


     Яма учит Начикету

     Многие не могут понять, как контролировать чувства, как управлять ими? Ведь само желание наслаждаться этим материальным миром заложено в нас ещё с детства. Однако в Катха-упанишаде Ямарадж говорит, что удовлетворение своих чувственных желаний иссушает душу.

     Наш герой Начикета не был избалованным и капризным ребёнком. Служить ребёнку — не значит баловать его. Служение означает: позволять играть, когда он хочет; кормить, когда голоден. Тогда у ребёнка формируется более мягкое отношение к миру. Именно таким Начикета и предстал перед повелителем смерти: мягким по характеру, добрым ко всему живому и рассудительным относительно жизненных ценностей. В своём пятилетнем возрасте он страстно хотел знать смысл своего пребывания в этом мире. Именно с этого момента начинается повествование Катха-упанишады. По сути, этот текст повествует о втором этап жизни ребёнка (после пяти лет), который начинается с брахмачарьи.


     Юные брахмачарьи

     В те времена, согласно арийской духовной традиции, которая называлась Варнашрама-дхарма, ребёнка в пять лет отдавали в лесной ашрам на обучение мудрецам. Его отрывали от привычного материального мира и отправляли в лес заниматься самореализацией. Там он получал такие знания:

  1. о гунах материальной природы;
  2. о природе ума;
  3. о природе чувственных наслаждений;
  4. о правильном поведении в семейной жизни.    

     Будущим правителям давали навыки управления государством, прививали нормы морали, нравственности и справедливости. Девочек учили правильному отношению к мужчине, а мальчиков обучали отношению к женщинам, будущим жёнам. Так как девочки и мальчики получали разные знания, то их обучение проводилось отдельно.

     Арийское воспитание помогало вырастить такого мужчину, что любая женщина была с ним счастлива и могла за ним пойти хоть в огонь, хоть в воду. Каждый арийский мужчина мог сделать женщину счастливой. В арийской империи не было такого пафоса, как в современном светском обществе: этот мужчина нравится, а этот нет; один хороший, другой плохой. Для арийцев значимыми были душевные качества человека, а не лживые представления о красоте его тела.


     Сита и Рамаобразцовая арийская семья

     Хотим обратить внимание читателей на тот факт, что Начикета был на стадии брахмачарьи. Только роль учителя выполнял повелитель смерти Яма, а лес сменился его мрачной обителью.

     Спустя двадцать пять лет по окончании обучения у взрослого юноши было два пути дальнейшего развития:

  1. Остаться в лесу и продолжить вести аскетический образ жизни. На что решались далеко не все.
  2. Вернуться в мир чувственных наслаждений и применить полученные в ашраме знания на практике.

     Если юноша возвращался в материальный мир, ему разрешалось строить семейные отношения. Тут начинается вторая стадия жизни — грихастха.

     Продолжение следует...


     О практике брахмачарьи нам расскажет Дада Садананда:



     Предыдущие главы читайте здесь:

  1. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  2. Катха – упанишада. Сын брахмана. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  3. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  4. Катха – упанишада. Иллюзия смерти. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  5. Катха – упанишада. Прощённый отец. Рубрика: ДХАРМА
  6. Катхаупанишада. В поисках бессмертия. Рубрика: ДХАРМА
  7. Катхаупанишада и современность. Рубрика: ДХАРМА
  8. Катхаупанишада. Огонь Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  9. Катхаупанишада. Ложное эго. Рубрика: ДХАРМА
  10. Катхаупанишада. Искушение Начикеты. Рубрика: ДХАРМА
  11. Катха – упанишада. Беседы о благе. Рубрика: ДХАРМА
  12. Катха – упанишада. Слепцы, ведомые слепцами. Рубрика: ДХАРМА
  13. Катха – упанишада. В поисках Бога. Рубрика: ДХАРМА
  14. Катха – упанишада. В поисках Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  15. Катха – упанишада. Древнейшее божество. Рубрика: ДХАРМА
  16. Катха – упанишада. Материальная природа. Рубрика: ДХАРМА
  17. Катха – упанишада. Пракрити и дух. Рубрика: ДХАРМА
  18. Катха – упанишада. Личность Бога. Рубрика: ДХАРМА
  19. Катха – упанишада. Личность Бога. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА
  20. Катха – упанишада. Эволюция сознания. Рубрика: ДХАРМА
  21. Катха – упанишада. Искры сознания. Рубрика: ДХАРМА
  22. Катха – упанишада. Три осознания. Рубрика: ДХАРМА
  23. Катха – упанишада. Чувственные наслаждения. Часть 1. Рубрика: ДХАРМА
  24. Катха – упанишада. Чувственные наслаждения. Часть 2. Рубрика: ДХАРМА



  Автор материала:  @ovtretya.                                                   Редактор: @kayros.

  С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»!                                23.02.2018  


     Платформа Pokupo.ru предоставляет полноценный интернет-магазин и избавит вас от поиска домена, хостинга, админов, программного софта, а также от абонентской платы. Надёжно, удобно и весёлая техподдержка.

     И главное: зарабатываете вы - зарабатываем мы. И никак иначе. 

     Телеграм-чат сообщества Pokupo и @ivelon ждут ваших вопросов. 

2
614.297 GOLOS
На Golos с August 2017
Комментарии (28)
Сортировать по:
Сначала старые