Почему в индийских фильмах всегда танцуют? Рубрика: КУЛЬТУРА
Сегодня сообщество @vp-magic-india с удовольствием представляет своим читателям нашего нового замечательного автора – @genny!
Редкий индийский фильм обходится без зажигательных танцев! Это не просто широко известный факт, о них уже анекдоты сложены!
В западном кино, конечно, танцы тоже имеются, есть даже отдельный жанр – мюзикл. Но всё же нам сложно представить, что Сталлоне мог бы вальсировать перед боем, Шварценеггер кружил бы в смертельном танго Сару Коннор, а Рипли с командой исполнили бы польку, убегая от Чужого!
Обилие песен и танцев в индийских фильмах можно объяснить простыми причинами, лежащими на поверхности:
– так создаётся красивая картинка, увлекающая зрителя, но не требующая особо сложных декораций;
– треки можно крутить на радио, что принесёт дополнительный доход;
– небогатые жители Индии редко ходят в кино и желают увидеть максимум за свои деньги (драку, любовь, смерть, танец, песню);
– в Болливуде уже сложилась такая традиция.
Но на самом деле индийский танец не так прост, как может показаться на первый взгляд. Мы, европейцы, воспринимаем его как набор красивых движений, изящное искусство, а индусы видят в нём целое повествование на языке жестов.
Да, танцор может продемонстрировать ряд событий позами, положением рук, взглядами. Он складывает своё повествование из каран (определенные регламентированные позы, всего их 108), добавляет детали с помощью мудр (комбинации пальцев) и хаст (жесты рук). Эмоции передаются мимикой лица, движениями головы и шеи. Это называется абхинайя – драматическое искусство. Только для бровей существует 6 типов положений, 10 вариантов походки, больше 30 типов вращений глазами!
Большинство из таких жестов хорошо понятны и европейцу, ведь нет ничего сложного в том, чтобы в поднятых бровях распознать удивление, в опущенных уголках губ – печаль, а в сложенных перед собой ладонях увидеть приветствие. Кстати, если ладони подняты максимально вверх, то индус приветствует Бога. Как на этом фото:
Индийский танец может быть сольным, когда один исполнитель показывает несколько ролей сразу (экахарья), а может стать танцевальной драмой с двумя и более танцорами (анекахарья). Может относиться к Тандава (мужской, резкий, энергичный стиль), Ласья (сдержанный, женственный) и Пиндибандха (их сочетание). Школ и направлений существует огромное количество.
Считается, что людей музыке и танцу обучил Господь Шива, одно из имён которого звучит как Шива Натараджа – Царь Танца.
Его танец, естественно, – это Тандава. Он бесконечен, прекрасен, удивителен, ужасающ и разрушителен. Шива разрушает старое, чтобы создавать новое, и этот цикл замкнут: пока Натараджа танцует, мир продолжает двигаться вперёд, жизнь существует. Нижняя правая рука сложена в абхайя мудру (жест бесстрашия), нижняя левая рука указывает на землю, в верхней левой руке Шива держит очищающий огонь Агни, в верхней правой – небольшой барабан дамару, издающий звук Ом. Шива танцует в кольце из огня, а волосы его развеваются вокруг головы. В танце Махадэв попирает стопами демона Апасмара, обозначающего невежество.
Как теперь стало ясно, индийский танец выкристаллизовался из древнейших ритуалов. Он намного сложнее европейского, каждое движение имеет своё значение, а танцор идеально контролирует собственное тело вплоть до кончиков ногтей, повествуя о чём-то. Поэтому присутствующий в фильме танец – не просто красивая сценка, оживляющая кадр, а полноценная часть сюжета, просто европейцу сложно её прочитать и понять. Вспоминайте об этом, дорогие читатели, слушая очередной анекдот о танцующих индусах!
Автор материала: @genny. Редактор: @catyk.
С Вами и для Вас теперь – «Волшебная Индия»! 23.09.2017