Известные люди Беларуси. Николай Еременко – герой должен быть один. Часть III
1979 год. В кинотеатрах аншлаг – премьера первого боевика в истории советского кино «Пираты ХХ века». Героического моряка, который лихо дерется, глубоко ныряет и спасает девушек, играет Николай Еременко. Почти 88 миллионов зрителей – абсолютный рекорд для кинопроката тех времен. Но мало кто знал, чего стоила эта роль актеру, а сам он не слишком охотно делился подробностями.
Он сразу же решил – все трюки, а они составляют больше половины роли, он выполнит сам. Уже в который раз приходилось прыгать со скалы в воду. На одном из дублей он пытался вынырнуть и почувствовал, как его затягивает под лопасти винтов. Невероятным усилием мускулов Николай выгреб в сторону. Уже добравшись до берега, он вдруг вспомнил – много лет назад, в этот самый день бабушка провожала его в институт и уговаривала отказаться от опасной затеи, выбрать другую профессию. Какое странное совпадение.
Пираты ХХ века. 1979 г. © Киностудия имени М. Горького
После «Пиратов» зрители признали Еременко лучшим актером года. Артист получил официальную награду, стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Еременко это задело. Героя Стендаля в его исполнении чиновники просто не заметили, а тут такой ажиотаж.
Николая почему-то все больше тяготила актерская профессия. Он замкнулся, почти перестал общаться с друзьями, а в голове то и дело всплывало бабушкино предостережение. Конечно, он не уйдет из кино. Это его призвание, ни в чем другом он себя не найдет. Только сравнивая свои успехи с тем, что происходит в жизни отца, он все чаще винил себя в легкомыслии и безответственности.
Пираты ХХ века. 1979 г. © Киностудия имени М. Горького
Карьера отца неуклонно шла на спад. Нет, он не перестал сниматься, но ярких, заметных работ давно уже не было. Еременко-старший сыграл в фильме «Легко быть Добрым». Это типичное производственное кино того времени с характерными лозунгами и проблемами передовых и отсталых инженеров.
Потом был кинороман «Вкус Хлеба» – конъюнктурная эпопея о покорении целинных земель. В фильмографии актера они были проходными, оставив только чувство неудовлетворенности. Отцу порой казалось, что на двоих Еременко и впрямь отведена всего одна доля актерской удачи и, похоже, теперь вся она у сына. Ну что же, лишь бы у Коли все сложилось хорошо.
Их даже путали иногда, что не удивительно: в титрах ведь писали просто – Николай Еременко. Когда на улицах городов появились афиши «Красного и черного» с младшим Еременко в главной роли, отец получал звонки с пожеланиями хорошего проката. Забавно, но им почему-то было не смешно. Чтобы этого избежать, они просили режиссеров указывать – старший и младший.
Слава, востребованность – это только в кино. В личной жизни младшего Николая преследовали неудачи. Два брака закончились разводом, а общение с поклонницами сформировало циничное отношение к женщинам. Он хотел отношений всерьез, надолго, по любви, так, как у родителей.
Всю жизнь Галина Орлова и Николай Еременко-старший провели вместе. Для актерской семьи это явление почти не бывалое. И что уж совсем невероятно – ни одного скандала, абсолютное доверие и взаимопонимание. Родители – как одно целое. Совсем не похоже на его историю. Видимо, семейное счастье целиком досталось отцу.
В одном из интервью Еременко сказал: «Я по натуре своей одиночка, меня угнетает любой коллектив. Наверно, я не создан для семейной жизни. Знаете, герой должен быть один».
Порой ему казалось, что одиночество – это плата за амплуа вечного красавчика, любимца женщин, удачливого супермена. Однажды Николай признался приятелю: «Иногда актер не понимает, что он за человек, каков же он на самом деле».
Его все время точно заслоняли Жюльен Сорель, бравый моряк или Сэм Пенти. От таких мыслей рукой подать до депрессии. Но он держался. Но однажды совсем незначительное происшествие надолго лишило его душевного равновесия.
Пираты ХХ века. 1979 г. © Киностудия имени М. Горького
Ему принесли кассету с фильмом – кассовой голливудской новинкой. Николай смотрел с удовольствием. Фильм действительно снят профессионально, качественно, есть чему поучиться. Интересная комедия с философским подтекстом - маска, которая прилипает к лицу, до неузнаваемости меняет человека.
Внезапно актер замер, вглядываясь в экран. «Маска». Не о нем ли картина? Что если он так привык к маске героя, что уже не замечает ее? Он все-таки досмотрел кассету до конца. Фильм запомнился Николаю. Теперь на вопрос любимом кино он отвечал – конечно «Маска» с Джимом Керри. И всякий раз добавлял: «Смотрю его с обреченностью».
Автор: @johncarmack