Болезненный гений Михаила Врубеля
Здравствуйте, коллеги и читатели сообщества!
С вами @ksenia-v. Сегодня я расскажу об одном из моих любимейших художников – Михаиле Александровиче Врубеле.
Врубель родился в Омске в 1856 году, в семье Анны Григорьевны (урожденной Басаргиной) и Александра Михайловича Врубеля. Его дед по отцовской линии – Михаил Антонович Врубель – был польского происхождения.
Врубель был одним из четырех детей. Его мать умерла от чахотки, когда мальчику было 3 года. Михаил окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1880 году, а уже в следующем году поступил в Императорскую Академию художеств, где учился у Павла Чистякова.
Даже в своих ранних работах художник проявил большой талант к рисованию и своеобразный узнаваемый стиль.
В 1884 году Врубель был призван заменить утраченные фрески и мозаики 12 века в Кирилловской церкви в Киеве новыми. Для выполнения заказа он отправился в Венецию, чтобы изучить средневековое христианское искусство. Именно здесь его палитра приобрела новые сильные насыщенные тона, напоминающие радужную игру драгоценных камней. Большинство работ Михаила, написанных в Венеции, утеряно.
В 1886 году художник вернулся в Киев, где представил эскизы для росписей в недавно построенном Владимирском соборе. Однако жюри не оценило новизну стиля его работ, и они были отвергнуты.
В 1905 году художник создал мозаику для фронтона гостиницы «Метрополь» в Москве. Центральную часть фасада с видом на Театральную площадь занимает его мозаичное панно «Принцесса Греза».
Врубель начал писать акварели, иллюстрирующие «Демона» Михаила Лермонтова. В этот период художник проявлял большой интерес к восточным искусствам и особенно к персидским коврам, и даже пытался имитировать их текстуру в своих картинах.
«Демон сидящий» – картина, которая принесла Врубелю известность. Большинство консервативных критиков обвиняли его в «диком уродстве», в то время как покровитель искусства Савва Мамонтов похвалил «увлекательные симфонии гения» и поручил Врубелю декор для его частной оперы и особняков своих друзей.
К несчастью, «Демон», как и другие работы Врубеля, не выглядит соответственно задумке, так как художник добавлял бронзовые порошки к своим масляным краскам, чтобы добиться особенно ярких, блестящих эффектов, которые со временем ухудшились.
В 1890 году Врубель переехал в Москву. Как и многие другие художники, связанные со стилем модерн, он преуспел не только в живописи, но и в прикладных искусствах: керамике, майоликах, витражах.
В 1896 году Врубель познакомился с известной оперной певицей Надеждой Забелой. Полгода спустя они поженились и поселились в Москве, где Мамонтов пригласил Забелу петь в его частном оперном театре.
В Москве Врубель разрабатывал сценические костюмы для своей жены, которая пела партии Снегурочки, Царевны Лебедь и Царевны Волховы в опере Римского-Корсакова. Художник выполнил некоторые из своих самых известных произведений, включая «Пана» (1899), «Царевну Лебедь» (1900) и «Сирень» (1900), по мотивам сказок и легенд.
Сын Михаила и Надежды, Савва, родился с заячьей губой и в два года умер от пневмонии.
В 1901 году Врубель вернулся к демоническим темам в большом холсте «Демон поверженный». Он неоднократно перерисовывал зловещее лицо демона даже после того, как картина была выставлена. В конце концов художник был госпитализирован в психиатрическую клинику.
В 1906 году, одолеваемый психическими заболеваниями и приближающейся слепотой, художник прекратил рисовать. Умер Врубель 14 апреля 1910 года.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием