Мастер-класс: «Порт в Ново-Архангельске» масляными красками
Великолепная картина, покорившая разум, была встречена в Центральном Военно-морском музее в Санкт-Петербурге.
Среди обветшалых парусов и игрушечных такелажей на стене висела она. Картина была настолько поразительна, что автора, увы, я не запомнила, лишь название – «Вид Ново-Архангельска».
Вернувшись в Екатеринбург, на сайте музея я нашла и автора: Сергей Варленович Пен. Город Ново-Архангельск ныне территория Аляски.
Но мысли уже летели дальше, хотелось повторить, хотелось поднять уровень мастерства, ведь для меня она была неумолимо сложной. Что же, за работу!
Материалы:
- холст грунтованный на картоне;
- краски масляные;
- разбавитель «Льняное масло»;
- кисти (самый маленький размер 0);
- мастихин.
Поэтапный процесс
Приступаем к наброску. Я не делаю карандашных линий, сразу стараюсь взяться за краски. Ультрамарином отмечаю основные выделяющиеся части.
Дальше в дело вступают цвета "марс коричневый темный" и "изумрудный". Намечаю темную часть гор.
Наступает самое интересное – лес, освещенный солнцем. Чтобы создать впечатление солнечности, необходимы контрасты.
Яркая желто-зеленая листва со стороны света и синеватая со стороны тени (важно не делать тени большими, так как, судя по освещению, солнце достаточно высоко).
Когда лес достаточно проработан, можно наметить более мелкие детали: мачты лодок, дома, тени деревьев. Намечаю я их способом «прошкрябывания». Кисть поворачивается противоположной стороной и острым деревянным кончиком делаются линии.
Водная гладь находится в тени гор, она достаточно темная, но при этом блестящая.
Захотелось, чтобы это было видно на картине, поэтому краска наносится очень толстым слоем с большим количеством разбавителя – льняного масла (иной другой сделал бы поверхность шероховатой, а льняное масло как раз блестит).
Не менее интересная работа – прорисовка отражений деревьев в воде. Они должны быть достаточно яркими, ведь на них падает свет, а на поверхность воды – нет, но при этом должно чувствоваться течение воды, размытость.
Один из приемов в рисовании отражения: нанести полностью зеркальное отражение, а потом сухой кистью растушевать.
Не менее важный, но очень кропотливый пункт работы – прорисовка кораблей и городка, расположившегося на берегу. Здесь в дело вступают кисти №1 и №0. Несколько часов, периодически задерживая дыхание, рисую такелаж и прочие корабельные снасти.
Зачем же нужен был мастихин, спросите вы. А вот зачем: мачты и прочие длинные прямые линии я рисую с помощью мастихина. Ребром мастихина провожу по краске нужного цвета на палитре, потом примеряясь и стараясь не сделать лишних движений также ребром провожу мастихином в заданном участке.
Зачем так сложно? Благодаря мастихину линии получаются идеально ровными и очень тонкими, с кистью пришлось бы дольше возиться.
Финальный штрих, о котором не стоит забывать – это облака. Они связывают задний план с передним и дарят картине ажурность и праздничность.
Рисую с помощью пальцев поверх сухой картины, это позволяет максимально верно разместить их в пространстве и контролировать прозрачность.
Картина готова!
Автор мастер-класса — @mo-cuishle