Миф об Орфее и Эвридике [Рубрика «Тематическая подборка картин»]
Приветствую всех любителей прекрасного!
С вами @seagull15. Сегодня будет небольшой иллюстрированный экскурс в мифы Древней Греции, а точнее в легенду об Орфее и Эвридике.
По преданию, матерью Орфея была муза науки, философии и эпической поэзии – Каллиопа:
Что мне понравилось в картине Джузеппе Фагнани (1819-1873 гг.) – итальянского художника – так это отсутствие всякой манерности, присущей многим художникам более раннего периода. Никаких пухлых амурчиков, томных взглядов, пафосных жестов. Лишь вдумчивость, некоторая отрешённость и Илиада в руках – один из эпосов, покровителем которых она и являлась.
Сведения об отце Орфея несколько разноречивы. Согласно одним он сын Эагра, речного бога. По другим – самого Аполлона:
Гюстав Моро (1826-1898 гг.) – французский художник-символист изобразил борьбу Аполлона с Пифоном – змеем, опустошающим Дельфы. Убитый и сброшенный в расщелину монстр долго источал пары, которые и вдыхали пифии во время пророчеств. Кстати, их имя – производное от Пифон.
Предположительно именно Аполлон подарил Орфею лиру, а музы (может, и сама мать) обучили его игре на инструменте:
Правда, ни картине Александра Аугуста Хирша (1833-1912 гг.) – французского художника – Каллиопа учит Орфея посредством арфы, но это уже детали. Некоторые и вовсе умудрились изобразить Орфея со скрипкой:
Как венгерский художник-импрессионист Кароль Ференци (1862-1917 гг.). Главной тематикой его картин был символизм и обнажённая натура. Поэтому, скрипка здесь, видимо, не самое главное. Главное – образ.
Орфей так овладел игрой на лире, что даже боги заслушивались его музыкой. Он с лёгкостью очаровывал птиц и зверей, а деревья вытаскивали свои корни и следовали за ним:
Английский художник Джон Макаллан Свон (1846-1910 гг.) попытался изобразить именно момент волшебного воздействия потрясающей игры Орфея.
Самое интересное, что некоторые исследователи полагают, что существовал вполне реальный человек, явившийся прообразом Орфея и, возможно, он даже происходил родом из Индии, где получил браминскую инициацию. Дело в том, что его имя считают производным от orjnoiox, что в переводе означает «тёмный», предполагая смуглость его кожи, отличной от греков.
Любовь Орфея и Эвридики – кульминационный момент мифов о нём. Его жена, спасаясь бегством от неких разбойников, была укушена смертоносной змеёй:
Трагичный момент изобразил Ари Шеффер (1795-1858 гг.) – художник, происхождение которого определить несколько затруднительно: родители – немцы, родился в Голландии, творил во Франции. Мастерство исполнения картины великолепно, но вот излишний акцент на прелестях обнажённого тела, как по мне, снижает градус горя, и зритель проникается не столько сюжетом, сколько красотой очертаний.
Орфей, не смирившись с потерей, опускается в царство Аида, где так покоряет своей игрой самого бога подземного мира и его жену Персефону…
… что те соглашаются отпустить её с ним.
Не смогла я пройти мимо картины Рубенса (1577-1640 гг.) по этому поводу:
Поразили выражения лиц персонажей. Аид словно говорит жене: «Ты думаешь?!». Персефона выглядит так, будто вдоволь настрадалась от этой дамочки, а Эвридика оглядывается назад с хитрым выражением лица, словно так и хочет сказать «I’ll be back!».
Орфею было поставлено условие, что забирая с собой Эвридику, он ни разу не обернётся:
Жан-Батист Камилль Коро (1796-1875 гг.) – французский художник и большой поклонник романтизма, изобразил эту сцену в своих любимых тонах: в тонком смешении серебристо-серого и жемчужно-перламутрового оттенков, достигаемых с помощью лессировки. Оттенки, пожалуй, самые подходящие для этого сюжета: не всё так мрачно, но и на живость не тянет.
Всю дорогу обратно Орфей послушно шёл, не оглядываясь, даже когда Харон перевозил их через Стикс:
Собирая подборку картин по теме, я обнаружила, что очень многие прерафаэлиты не обошли её стороной, как и Джон Роддам Спенсер Стенхоуп (1829-1902 гг.), предпочитавший мифологические, аллегорические и библейские сюжеты.
Но вернёмся к Орфею. Увы, чем ближе он был к выходу в мир живых, тем сильнее росло его беспокойство по поводу Эвридики: следует ли она за ним? И он не удержался, оглянувшись назад. На мгновение лишь увидел он любимый лик, который со вздохом тут же исчез навеки.
Долго в своей безутешности бродил по земле Орфей, пока и за ним не явилась смерть. По одним преданиям его убила молния, по другим – он сам покончил с собой. Но есть и третье, согласно которому его разорвали женщины, чьи притязания он отверг. Да уж, женщина в ярости страшна!
Жанровый французский художник Эмиль Леви (1826-1890 гг.) изобразил эту отвратительную по своей сути картину весьма приглажено:
Тело Орфея было похоронено, а голова вместе с лирой выброшена в реку Гебр, где её и подобрали нимфы:
Что и изобразил ещё один представитель, правда, более позднего прерафаэлизма – Джон Уильям Уотерхаус (1849-1917 гг.)
По легендам, голова Орфея долго служила оракулом:
Ещё одна картина Гюстава Моро, полная символизма, как и сам миф об Орфее. Сам он олицетворяет мистическое учение о божественном, Эвридика – человеческую душу, одурманенную ложным знанием и оказавшуюся заточённой в своём невежестве (подземном царстве). Орфей – знание – пытается извлечь её оттуда, но не может этого сделать, так как до конца не осознаёт внутренней природы человеческой души и мало ей доверяет. Женщины, убивающие его – разного рода религии, являющиеся частями одного целого, но, разрозненные, они уничтожают истину. Лира – символ эзотерического знания, а её семь струн – символ семи божественных истин.
Не так просты были древние греки. Как оказывается, многие их мифы, да и не только их, полны скрытого подтекста, до которого не всегда просто добраться.
Все представленные в статье произведения искусства являются общественным достоянием
Источники и дополнительные ссылки по теме:
Шюре Эдуард. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий
Менли Палмер Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии
Французский художник – Гюстав Моро
Орфей и Эвридика
Автор статьи — @seagull15