Уважаемые пользователи Голос!
Сайт доступен в режиме «чтение» до сентября 2020 года. Операции с токенами Golos, Cyber можно проводить, используя альтернативные клиенты или через эксплорер Cyberway. Подробности здесь: https://golos.io/@goloscore/operacii-s-tokenami-golos-cyber-1594822432061
С уважением, команда “Голос”
GOLOS
RU
EN
UA
vp-painting
6 лет назад

Налейте мне немного... краски. Теория и практика сплошных цветных заливок

Есть в живописи такое немного странное понятие, как сплошная заливка. Казалось бы, ну что можно наливать в процессе рисование, и куда? Краску в баночку или воду в чайник? А вот и нет, тут не в чайниках дело! Речь сегодня пойдёт о жидко разведённых красках, имеющих плотную, сплошную площадь покрытия рисунка.

Что же это за техника такая, и почему на уроках творчества она не сразу находит понимание в лице детей и даже взрослых учащихся? Давайте рассмотрим ряд простых примеров.

Уверен, каждый из вас красил стены в комнате. Вспомните, что из себя представляет этот нехитрый процесс. Мы берём краску, валик или кисть и... Стоп-стоп! Сразу возникает очень важный вопрос: какую именно краску мы берём и как красим?

"Эмаль или акриловую!" – скажете вы, и будете правы. Но только отчасти, потому что тогда у меня возникнет ещё один вопрос: как получается так, что у вас не проступает из-под краски слой грунта на стенах, не видна предыдущая покраска и после работы всё выглядит ровно и аккуратно? И почему, когда мы точно так же рисуем акварелью или гуашью на бумаге, то наши карандашные наброски остаются видны под слоем краски, а при рисовании гуашью вообще получается мазня с разводами?

Чтобы разобраться с этими важными вопросами, давайте начнём с теории сплошных однородных заливок.

Главный секрет в том, что любая эмаль или акриловая краска, готовая для покраски стен, обязательно содержит белила. Если бы производитель наводил, к примеру, жёлтый или зелёный пигмент в чистом виде, разбавляя его загустителем, то на выходе у нас бы получилась непонятного цвета масса, которой у вас вряд ли получилось закрасить стену в кухне даже с десятого раза. Да и то, в конце у вас вышло бы всё разводами и выглядело ужасно темно и неаккуратно.

Секрет белил в том, что они не просто "подсвечивают" любой пигмент, но и создают своеобразную "подушку" любой краске. Они достаточно плотные сами по себе, а при добавлении любого пигмента их укрывистость только повышается.

Если мои слова вызывают у вас сомнения, обязательно посетите магазин по продаже красок, которые продавцы буквально при вас наведут в специальной колеровочной машине. К вашему удивлению, даже очень плотные тёмные и чёрные колера наводят на основе качественных белил.

Чтобы крепче удостовериться в теории создания подобных красок, предлагаю дома провести эксперимент. Для этого возьмите гуашь. Например, кадмий красный. Попробуйте сделать два чётких контура: две звезды с расстоянием между лучами сантиметров пятнадцать. А потом расчертите обе звезды карандашными полосами. После этого выкрасите первую из звёзд красной краской. Я более чем уверен, что, как бы аккуратно вы не рисовали, после высыхания на листе будет звезда с неравномерными разводами либо с полосатыми просветами (если вы разводили гуашь более жидко).

А теперь сделайте следующее: отлейте немного красного кадмия в небольшую баночку и разведите гуашевыми белилами (желательно титановыми). Соотношение должно быть такое: примерно одна часть белил на три части кадмия. Теперь закрасьте вторую звезду. Обратите внимание: ваш красный цвет стал чуть более светлым, но зато укрывистость колера стала гораздо выше. Даже достаточно жидкой такой краской у вас получится сделать однородные и довольно ровные области. Вот они то как раз и называются сплошными заливками.

На уроках рисования я периодически даю детям задания, связанные с такими "плоскими" формами. При должном умении и усердии в этой технике можно творить настоящие чудеса. Пока не все из них до конца понимают, зачем гуашь нужно смешивать с белилами, а не просто рисовать чистым цветом. Но они стараются! На приведённых в статье фотографиях я показал, как могут справляться с этой вполне простой задачей даже семилетние ученики.

У этого способа работы с гуашью есть ещё один момент: рисунки сплошными заливками получаются более приглушёнными и мягкими по тону. Эта же техника прекрасно работает и с акрилом. Не даром ведь именно акриловые краски с успехом используются для покраски тех же стен.

Забегая наперёд, стоит сказать, что в акварели тоже есть техника сплошных заливок. Но выполняется она совсем по другой схеме, там не используются белила, а просто краска разводится жидко, а все заранее нарисованные области заполняются цветом под небольшим уклоном. Об этом я расскажу в другой раз.

В статье использованы фотографии автора с его уроков по рисованию


Автор статьи @yurchello


Приглашаем авторов в сообщество «Мастерская художников»

10
334.449 GOLOS
На Golos с September 2017
Комментарии (7)
Сортировать по:
Сначала старые